Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 27 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
А кто же жил здесь до меня?
05 ноября 2021, 14:00

А кто же жил здесь до меня?



Наверное, каждому человеку понятно желание заглянуть в прошлое своего города, это подтверждается и тем, как активно в социальных сетях люди обсуждают старинные фотографии Камышлова. Поэтому вопрос моей хорошей знакомой о том, кто жил по соседству со знаменитым домом фотографов братьев Козловых, меня не удивил, а вдохновил на поиски.

Уже нет на улице Розы Люксембург замечательного по архитектуре, по исторической ценности дома, но память о нём жива, как живы работы фотографов, запечатлевших лица наших предков. Так кто же жил по соседству с Козловыми? Я начала поиски с архивов наших краеведов. Вот заметка Петра Кошкина о прошлом улицы Набережной (ныне Кирова). Читаю: «На углу улицы Набережной и Фроловской (ныне Розы Люксембург) жил чиновник Бобылев…» Ну как же не вспомнить Бобылевых, их фамилия живёт в памяти камышловцев. Незабываемый Бобылевский сад, в котором с начала века вплоть до 1950-х годов проходили праздники, гуляния, встречи. А, главное, в саду было такое разнообразие растений. Из воспоминаний старожилов знаем, что там, кроме сосен, росли кедры, ели, липы, серебристые тополя, берёзы, а со стороны реки Курейки – ивы, смородина, яблони.

Этот отец большого семейства был знаменит ещё и тем, что в 20-х годах ХХ века создал отряд скаутов в нашем городе
Клавдия Михайловна Новожилова – старожил Камышлова, оставившая воспоминания о прошлом города, писала, что сад был заложен старшим Бобылевым – Фёдором, а Александр Фёдорович со своим семейством (у него было 16 детей) поддерживал порядок в саду. Этот отец большого семейства был знаменит ещё и тем, что в 20-х годах ХХ века создал отряд скаутов в нашем городе. Одним из полезных дел скаутского отряда стал уход за знаменитым и любимым всеми садом. Как и во всей стране, скаутское движение в Камышлове постепенно сменилось пионерским, а местом сбора юных активистов по-прежнему оставался Бобылевский сад. Скончавшись в возрасте всего 62 лет, Александр Фёдорович оставил о себе память как талантливый организатор и активный человек. Недаром уже в зрелом возрасте он был принят в почётные пионеры, а произошло это событие всё в том же саду, который сохранил для жителей память о достойной фамилии Бобылевых.

А сколько ещё интересных и значимых для истории города фамилий сохранило время, кого ещё помнят дома интересующей нас улицы. Средством поиска могут стать старинные открытки или почтовые карточки, ведь большинство из них содержат старые камышловские адреса. К слову сказать, не все адреса, сохранившиеся на почтовых посланиях, понятны современным горожанам. Где искать, например, «дом М.М. Богородицкой на ул. Набережной» или «Колониальный магазин»?

Изучать открытки очень интересно, но они мало помогли мне в поисках жителей интересующей улицы. С благодарностью к проделанной работе читаю книгу Ю.А. Васькова «Расскажу о Камышлове» – это плод поисковой работы заслуженного педагога и его воспитанников. И вот уже находятся интересные и новые для меня факты. Улице Розы Люксембург (бывшей Фроловской) посвящена статья «Купчая крепость», а начинается она такими словами: «Деловые бумаги, акты столетней давности повествуют о том, как приобретались земли в Камышлове, ознакомившись с ними, читатель, возможно, узнает своих предков, и какой недвижимостью владела их семья». С интересом читаю «Выпись из крепостной книги Екатеринбургского нотариального архива по городу Камышлову за 1915 год». Особое внимание привлекает документ, где упоминается улица Фроловская. Именно на этой улице камышловский гражданин Лазарь Ильич Дёмин приобретает недвижимость. В документе указаны размеры участка, соседи. Узнаю, что усадьба Дёмина находилась между Шиповаловской (сейчас Свердлова) и Крайней (ныне Красных Орлов). А ведь Дёмин – личность известная, это один из камышловских фотографов. Где-то в 2010-2011 годах работники музея под руководством И.В. Балыбердина – уникального знатока истории города, ныне почётного гражданина города, краеведа – ездили смотреть этот деревянный крепенький одноэтажный дом.

Читайте также:  Радуга ­обыкновенное чудо

А вот ещё вспоминаю разговоры с Клавдией Михайловной Новожиловой о людях Камышлова. Она меня спросила: «Знаете, как раньше называлась улица Розы Люксембург?». Мне тогда было неизвестно происхождение названия. «Фроловская», – сказала она. От неё же я узнала, кто такой Михаил Николаевич Фролов. М.Н. Фролов был первым смотрителем Камышловского духовного училища. Как пишет один из воспитанников училища Игнатов: «Это самый ответственный администратор, хозяйственник и педагог». Клавдия Михайловна как дочь педагога духовного училища слышала от отца, что именно при Фролове строился второй корпус училища, примыкающий к основному зданию. Речь идёт о здании детской поликлиники, сгоревшем в 90-е. На этой же улице Фролов построил и дом для своей семьи. Его дом и дал название всей улице. Фролов был достойным человеком, честно выполнявшим свой долг. Ещё до революции он был переведён в Пермь, а в 1917 году попал под обстрел у Кафедрального Собора и погиб.

С интересом искала я ещё какие-нибудь факты об обитателях улицы Розы Люксембург и совсем случайно «отошла» от неё чуть подальше, на угол улиц Набережной и Никольской (ныне Кирова и Московская). В статье Кошкина прочитала о том, что здесь на углу стоял когда-то дом, в котором жил некто Бекман. Гражданский генерал, председатель мировых судей. Меня почему-то «зацепила» фамилия Бекман. Где я могла её слышать?

Обращаюсь к «волшебной книге» – интернету, который часто помогает найти ответы на волнующие вопросы. У нашего краеведа упоминается Бекман Евгений Иванович, а в интернете нахожу сведения о гражданском генерале Бекмане Евгении Константиновиче. Наверное, не «наш»! Нет, наш. И это подтверждается тем, что он в конце ХIХ века был мировым судьёй Верхотурского уезда, а в 1892 году стал председателем Камышловского уездного съезда мировых судей. В статье об этом человеке сказано, что он имел дома в Верхотурье, в Екатеринбурге, в Камышлове. Но почему мне кажется знакомой эта фамилия? Отрывок его биографии: «Отец Константин Богданович Бекман – профессор Лесного института в Санкт-Петербурге, полковник корпуса лесничих. Сын Константина – Евгений. Родился 23 апреля 1848 года».

Дама на портрете — мать того самого Евгения Бекмана, проживавшего на углу Набережной и Никольской. Была ли она в Камышлове? Скорее всего, нет
Членов семьи можно увидеть на многочисленных портретах, сохранившихся в музеях и галереях страны. Вот и в Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть эффектный портрет Юлии Бекман, он-то и вспомнился мне при упоминании редкой фамилии. Автор портрета художник Ф. Славянский (состоял в родстве с семьёй Бекманов и активно писал портреты всех членов именитой семьи). Дама на портрете (а запомнилась она мне по причине внешнего сходства с моей подругой) – мать того самого Евгения Бекмана, проживавшего на углу Набережной и Никольской, была не только фрейлиной императорского двора, но и попечителем Авроринского приюта, возглавляла комитет общества Красного Креста. Была ли эта дама в доме сына в Камышлове? Скорее всего, нет. Но вот тому, что дети Константина учились в Камышловской гимназии, есть документальное подтверждение: в списках гимназисток нашла я эту фамилию. Хочется верить, что, будучи в должности судьи, он не «рубил с плеча», а болел душой за тех, кто к нему обращался.

Вот куда завели меня поиски. И я благодарна той женщине, которая сподвигла меня на это дело. Ведь это так интересно – знать о людях, живших в нашем городе, какими они были, о чём говорили, что оставили после себя.

Елена ФЛЯГИНА


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.