Галина ШИПИЦЫНА
2022 год – юбилейный для Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Одной из дат его основания считается 1702 год, когда на верфях реки Сясь, впадающей в Ладожское озеро, Пётр I начал строительство первых кораблей. Эти корабли и положили начало Балтийскому флоту. В год 320-летия этой даты мы встретились с матросом-балтийцем Александром Барановым.
Александр Яковлевич Баранов, матрос Балтийского флота с 1985 по 1988 годы
Александр Яковлевич принёс красиво оформленный дембельский альбом, где и корабли, и чайки, и дельфины – всё сделано своими руками, очень аккуратно и старательно. А ещё больше трёх десятков лет хранит он свою форменку, на которой даже шевроны сделаны его руками, не отличишь от фабричных.
– Ушивали форменку в Бресте, – рассказывает он, – было модно, чтобы она была вплотную к телу, а в клёши зато мы вставляли огромные клинья: чем шире – тем моднее.
Место службы Александра – полуостров Вустров (площадь – около 10 кв. км, длина – 5 км) на самом севере Германии, примерно в 30 милях от него – датский остров Борнхольм («Мы его спокойно в бинокль разглядывали», – говорит Александр). Если кого-то заинтересует точное местонахождение, это на пути магистрального газопровода «Северный поток-2» Россия – Германия через Балтийское море.
Начиналась служба, как и у большинства ребят: в день своего 18-летия рано утром Александр стоял уже у военкомата. Заранее был приписан к морфлоту, но распределительный центр в Егоршино – это лотерея: неизвестно, куда попадёшь. Судьба в лице «покупателей» распорядилась: будешь служить в Германии, на Балтике.
– До армии я успел сдать на права категории «С», поэтому определили водителем в группу обеспечения радиоэлектронной разведки, – рассказывает Александр Яковлевич. – Наша группа определяла местонахождение подводных лодок НАТО и передавала информацию в Москву. Аппаратура уже тогда была очень мощная. Но всё было абсолютно секретно, мы давали подписку о неразглашении на несколько лет.
Однако всё это у Александра будет впереди, а сначала – «учебка», затем почти полгода переброски из части в часть в ожидании транспорта до места постоянной службы. Пока ждали корабль, побывал в разных частях в Калининграде, Балтийске, Пионерске, Зеленоградске и других прибалтийских городах. Но наконец все проблемы руководство разрешило, и корабль за матросами для отправки в Германию прибыл.
Конечно, сухопутным морякам хотелось, наверное, в море, но у части была другая, очень важная боевая задача, которую выполнять можно было только с берега – вести наблюдение за подлодками потенциального противника.
– Кроме основной службы, в любое время нам могли дать вводную к срочному выезду на полевые позиции, это было не реже раза в полгода, и тогда в авральном режиме мы должны были мобильно, всей частью передислоцироваться за короткое время в указанный участок, пригнать спецмашины с аппаратурой, развернуть там пост наблюдения, полевую кухню и полный лагерь.
Александр с детства занимался спортом, поэтому его во время службы включили в спортивную группу.
– Ездили в немецкие части на соревнования, немцы приезжали к нам, это называлось «Дружба», – продолжает он. – Играли во все спортивные игры, проходили соревнования по лёгкой атлетике. Интересно было. Мне немцы даже дали однажды грамоту за первое место по сборке-разборке автомата и преодоление полосы препятствий.
За каждым водителем были закреплены две машины. Александр водил тяжёлый ЗИЛ со спецтехникой и ГАЗ-53, на котором привозил в часть продукты и всё остальное, что было необходимо. Помимо основной деятельности, были постоянные учёбы, стрельбы, политинформации. Матросов возили на экскурсии в Берлин – к границе, Берлинской стене, Рейхстагу, зданию, где проходила знаменитая Потсдамская конференция 1945 года. Застали и смену оружия в советских Вооружённых Силах: автоматы Калашникова АК-74 (калибр 5,45 мм) заменяли на более современную модель, из которой тоже довелось пострелять на учениях.
Соблюдали очень строгую дисциплину: за любое нарушение сразу следовало наказание вплоть до высылки в Союз в течение 24 часов. Поэтому и нарушений, неуставных отношений, дедовщины в части практически не было, вспоминает Александр Яковлевич. Ну и что, что моряками они были сухопутными. Море было вот оно, рядом, только руку протяни. Или открой окошко в кубрике, а за ним чайки, бакланы, прибой. И эти воспоминания остались у всех, кто служил, навсегда.
Фото из личного архива А.Я. Баранова, и Андрея Зайкова.
На фото. Море рядом. Александр Яковлевич Баранов, матрос Балтийского флота с 1985 по 1988 годы.
© Редакция газеты «Камышловские известия»