Вс, 15 Дек. 2019 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Башня, крынки, два крыла (фото)
17 ноября 2019, 16:00

Башня, крынки, два крыла (фото)



Уральские журналисты отправились в автоэкспедицию на север Свердловской области.

Всё-таки интересно путешествовать по родному краю, знакомиться с новыми городами, их богатой историей, культурой, предприятиями. Не зря говорят, что не стоит ехать куда-то далеко, ведь и в Свердловской области есть что посмотреть.

Тест на драйв

«КП-Урал» в 2019 году организовала уже несколько автоэкспедиций. Очередная экспедиция «Комсомольской правды» совместно с официальными дилерами Subaru в Екатеринбурге 30 октября направилась на север Свердловской области. Поездке дали название «Башня, крынки, два крыла», созвучное с названием культового фильма британского режиссёра Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола». А почему именно такое название, вы, дорогие читатели, скоро узнаете. Но обо всём по порядку.

Наши четыре экипажа из 16 редакторов и журналистов уральских СМИ на новеньких кроссоверах Subaru OutBack, Subaru XV, и двух Subaru Forester, предоставленных для тест-драйва автодилерами, выдвинулись в путь из Екатеринбурга. И автомобили порадовали комфортом и безопасностью.

Невьянск

Наш первый пункт назначения – Невьянск и, конечно, наклонная Невьянская башня Демидовых. Генеральный директор Невьянского государственного историко-архитектурного музея Марина Морева рассказала о башне. Высота её 57,5 метра, отклонение оси – 1,86 метра. Башня является символом не только Невьянска, Среднего Урала но и всей России. Учёные высчитали, что каждые три года она отклоняется от вертикальной оси примерно на 0,03 мм. Наклоняется из-за того, что проседают грунты. Есть заключение экспертов, что максимального наклона она достигнет к 2230 году, после чего отклонение прекратится.

Существует много мифов, один из которых гласит, что Невьянская башня дала наклон из-за затопления подвалов, где заводовладелец Акинфий Демидов заставлял работать фальшивомонетчиков. Однажды туда выехали ревизоры, и он, узнав об этом, затопил станки и рабочих.

Вот уже 17 лет в Невьянске празднуют День башни. В этом году в течение дня на празднике побывали 16,5 тысячи человек. Все мероприятия были посвящены 85-летию Свердловской области, а в концертной программе, которая проходила на площадке рядом с башней, принимали участие известный камышловцам оркестр B-A-C-H и Сергей Бобунец (группа «Смысловые галлюцинации»). Мы увидели шоу барабанщиков.

В башне нас приветствовал сам Акинфий Демидов. «Ну что, судари и сударыни, небось устали с дороги? Прошу отведать моего угощения», – пригласил он нас в зал. Конечно же, это был актёр, работник музея. Затем мы поднялись в «слуховую» комнату. Она имеет сводчатую форму потолка, и здесь отличная акустика. При разговоре шёпотом двух человек, находящихся в разных углах, они отлично слышат друг друга. Есть версия, что комната специально была задумана, чтобы подслушивать.

На башне расположены куранты с музыкальным боем и циферблатом на все четыре стороны. Мы увидели уникальный часовой механизм и услышали мелодию «Боже, царя храни», которую часы играют каждые 15 минут. В завершение экскурсии все желающие отчеканили себе на память демидовскую монету.

Рядом находится Спасо-Преображенский собор – самый крупный и главный храм Невьянска, построенный на средства заводовладельцев Яковлевых в 20-60-е гг. XIX века. В 30-40-е гг. XX века храм был практически полностью разрушен. В советский период в бывшем здании собора располагался один из цехов механического завода. По Указу губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя храм восстановили к 300-летию Невьянска на средства промышленных компаний Урала. Мы полюбовались его богатым убранством и отправились дальше, в Дом невьянской иконы.

Это и музей, и иконописная мастерская одновременно. Здесь трудятся высококлассные мастера: иконописцы, резчики по дереву, ювелиры. У каждого из них – свой стиль, взращённый в рамках канонов невьянской школы. Мы воочию увидели и восхитились, как мастерски и с любовью молодые художники расписывают иконы. Когда задали вопрос одной из художниц, можно ли работать без настроения, она ответила: «Писать иконы нужно с душой. Если плохое настроение, лучше пойти прогуляться по приятным местам, успокоиться».

Любой желающий может заказать себе икону, выбрав святого или сюжет, материал иконы, размер и технологию изготовления.

Быньги

Быньги – старинное уральское старообрядческое село в семи километрах от Невьянска. А главная его достопримечательность – храм Святителя Николая Чудотворца. Его архитектура – синтез двух стилей: барокко и классицизма, а уникальность в том, что на колокольне сохранились куранты с тремя циферблатами, изготовленные невьянскими мастерами по образцу механизма часов с наклонной башни Демидовых. Часы не идут, но, по словам экскурсовода, они исправны.

Мы увидели главную старинную икону с изображением Николая Чудотворца, огромные богатые шандалы (подсвечники), фарфоровые трубы для храмовых подсвечников и ещё одну особенность храма – пол из старинных, ажурных, словно изразцы, чугунных плит. В советское время собор действовал и не был ни разрушен, ни разорен. Лишь несколько лет – в конце 30-х, начале 40-х годов – не работал, но старообрядцы в нём всё равно тайно молились.

Нижние Таволги

Деревня Нижние Таволги Невьянского района славится гончарным ремеслом. Многие из автопутешественников были наслышаны о гончарной мастерской семьи Масликовых, которая была уничтожена пожаром в феврале этого года, но, к счастью, уже заново построена благодаря поручению губернатора Евгения Куйвашева и поддержке местных властей и неравнодушных уральцев.

Мы узнали, что в Нижних Таволгах успешно работает предприятие «Таволожская керамика», которое в 2004 году образовалось на базе Невьянского завода художественной керамики. Заметно, что интерьер и многое производственное оборудование сохранились ещё с советской эпохи. На предприятии производят посуду, вазы, цветочные горшки, сувениры, глиняную игрушку, ландшафтную керамику.

Нас познакомили с продукцией, рассказали о технологии, но самыми запоминающимися стали мастер-классы и практические занятия. Изделия штампуют, либо глиной заполняют формы, что называется, запускают в массовое производство, затем при необходимости они расписываются художниками, сушатся, обжигаются в печи и покрываются глазурью. Здесь множество больших стеллажей с рядами готовой продукции и заготовок. Чего тут только нет: чайники, тарелки, кружки, зайчики, кошки, кувшины. И вот они, крынки! Крынки, кашпо, кувшины, вазы…

Производят здесь и эксклюзивный товар, то есть изделия ручной работы. И нам, экскурсантам, предоставили возможность поработать на настоящем гончарном круге с электроприводом. Посудины у всех, конечно, получились неказистые: здесь необходимы умение и мастерство. Затем все увлечённо расписывали специальными красками глиняных поросят, и каждый мог забрать своего на память.

Нижний Тагил

В промышленном Нижнем Тагиле нас познакомили не с производством, а объектами культурного и исторического наследия. Сторожевая башня на Лисьсей горе (самая высокая точка города, 265 м) была построена в 1818 году по распоряжению Николая Никитича Демидова. Много лет она служила наблюдательным пунктом и пожарной каланчой.

Также в разные годы башня служила своеобразной «общественной обсерваторией» и станцией метеонаблюдений. В 1956 году здесь установили телевизионный ретранслятор, на котором дежурили любители и с 6 до 11 часов вечера принимали сигнал из Свердловска.

С горы открывается панорама на город и окрестности. Башня всегда оставалась украшением Нижнего Тагила. Сегодня она является главным символом города, в ней находится самый маленький музей в России. Здесь проводят экскурсии как об истории башни, так и об истории города.

Читайте также:  «Белая невеста» и сафари-парк

Следующий музей, который мы посетили – «Демидовская дача». Дача появилась в конце 30-х, начале 40-х годов XIX века, выдающийся инженер, изобретатель, организатор и реформатор производства Фотий Ильич Швецов построил её для себя. С террасы, с которой открывается красивый вид на Тагильский пруд и на город, он любовался закатом. Вторым владельцем дачи стал Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато, и с тех пор на долгие годы за ней закрепилось название «Демидовская».

В советское время она была отдана железнодорожникам. В разное время здесь размещались комитет комсомола, дом отдыха, железнодорожный техникум, парк железнодорожников, детская площадка, водокачка, спортивная база, спортивные секции общества «Локомотив», городской теннисный корт.

Верхняя Салда

Второй день автоэкспедиции был полностью посвящён Верхней Салде. Признаться, до этого многие считали её маленьким захолустным городком, никто не ожидал, что это крупный современный, развивающийся город. Его жизнь неразрывно связана с градообразующим предприятием, гигантом металлургической промышленности ВСМПО-Ависма (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение). Почти треть населения работает на предприятии, либо в подведомственных организациях. Здесь рождается титан и детали из него, в общем, полный производственный цикл. Размеры цехов впечатляют. Мы побывали во многих из них и увидели практически весь путь титана от так называемой титановой губки (или крошки) до готовых отшлифованных серебристых деталей.

Титан- лёгкий, прочный металл, не подверженный коррозии, поэтому он используется в судостроении, самолётостроении, химической, газо- и нефтеперабатывающей промышленности. По заводу мы перемещаемся на автобусе, на нас каски, очки и гарнитуры-наушники для экскурсантов. После инструктажа наш первый сопровождающий – начальник плавильно-литейного цеха Сергей Чечулин, он рассказал о производственном процессе. На завод поступают фракции, из которых сначала прессуют огромные электроды. Рыхлые электроды в вакууме при высочайших температурах (1800 градусов, температура дуги 3000 градусов) проходят двойную либо тройную переплавку и превращаются в плотные слитки. 48 плавильных печей в одном цехе – самая большая концентрация печей в мире.

Начальник следующего цеха – кузнечно-штамповочного – Дмитрий Винокуров рассказал, что вся номенклатура цеха порядка 4000 наименований, а в месяц – порядка 300 наименований. Производят продукцию при помощи гигантских прессов 1500, 3000, 6000, 30000 тонн. Но самый большой пресс – с давлением 75000 тонн, – один из двух самых больших в мире, второй такой есть в Самаре. Заготовки нагреваются в газовых печах, на пресс устанавливается штамп нужной формы, и происходит ковка. Мы увидели, как кусок раскалённого титана превращается в заготовку стойки шасси Airbus А350 или хорду крепления крыла к фюзеляжу Боинг-787. Крыльев самолёта мы тут не увидели, но к авиастроению прикоснулись и были в полном восторге.

В цехе механической обработки – станки фрезерной группы с ЧПУ и токарные, оборудована специальная система удаления стружки, которую потом отправляют на переплавку. Начальник цеха Сергей Таланцев рассказывает, как происходит обработка деталей шассийной группы. Сначала снимается дефектный слой металла, потом детали идут обратно в кузнечный цех на термическую обработку для упрочнения структуры и снятия остаточных напряжений, затем здесь деталь доводят до размеров, указанных заказчиком. Рабочие цеха, задействованные на многостаночном производстве, получают зарплату 45-50 тысяч рублей.

Но кадровые проблемы существуют во многих отраслях. Высококвалифицированных специалистов на заводе тоже не хватает, рабочих даже вахтовым методом привозят из других регионов. Всего в корпорации ВСМПО-Ависма работают порядка 20000 человек, из них 5000 на заводе в Березниках Пермского края и порядка 15000 в Верхней Салде. Чтобы устроиться на работу в цех, молодому человеку нужно отучиться три года в техникуме, из них пять месяцев пройти производственную практику в цехе, получить диплом и прийти на работу уже знающим специалистом.

От директора по сбыту Николая Чуланова мы узнали, что предприятие работает и с Роскосмосом, производит продукцию, используемую в атомной промышленности, а также заготовки для производства титановых суставов. Вообще, мы убедились, что производство титана – трудоёмкое и дорогостоящее. В одном из цехов увидели на стене плакат, где дано сравнение стоимости отдельных деталей по отношению к стоимости автомобилей. Например, заготовка передней стойки шасси стоит как девять автомобилей Тойота Королла.

Завод-гигант содержит и солидную социальную инфраструктуру, объекты культуры, спорта. Так, цех № 51, который является структурным подразделением ВСМПО-Ависма, содержит три объекта: стадион «Старт», спорткомплекс «Чайка» и горнолыжный комплекс «Мельничная». После экскурсии по цехам мы отправились на стадион и в спорткомплекс. В «Чайке» спортивные и тренажёрные залы и бассейн, где в тот день проходили областные детские соревнования по плаванию. Немного понаблюдав за спортивными страстями, едем дальше.

Стадион «Старт» построен в 1966 году, но в 2009 году был реконструирован. В 2007 году установлен крытый корт с воздухоопорным сооружением (фундамент и надувной купол) и искусственным льдом. Коробка канадского образца 58х28 метров. Но в условиях уральской зимы было проблематично и затратно его эксплуатировать, поэтому в 2015 году демонтировали воздухоопорное сооружение и установили арочный крытый хоккейный корт. Сейчас заканчивается монтаж инфракрасных нагревателей, и внутри будет всегда комфортная температура. Работают секции хоккея, фигурного катания, проводятся корпоративные соревнования по шорт-треку. Четыре тренера: одна взрослая команда играет в чемпионате Свердловской области, у каждого из трёх детских тренеров по две команды. Все они сейчас называются «Титан». Основная задача спортобъектов – оздоровление сотрудников корпорации и их детей.

Уезжая в Екатеринбург, журналисты были полны впечатлений и эмоций. Вдруг вспомнился Гай Ричи, и подумалось, что будь он в составе экспедиции, ему бы обязательно понравилось это путешествие.

Сергей ОЗОРНИН

Фото Алексея Булатова.

Партнёрами путешествий «Комсомолки» уже второй раз стали официальные дилеры Subaru в Екатеринбурге «Никко Моторс» и «Субару Центр Екатеринбург Юг». Сотрудники автоцентров составляют компанию команде, участвуют в мастер-классах, экскурсиях и других приключениях.

Благодаря Subaru, экспедиция была не ограничена в передвижении. Мы не всегда были уверены в точности маршрута, но были точно уверены в управляемости и проходимости автомобилей. Например, в Нижнем Тагиле две наших машины заблудились и случайно забрались по крутому подъёму на Лисью гору. Как объясняют специалисты Subaru, всё дело в том, что двигатель «boxer» делает центр тяжести автомобиля максимально низким, даёт динамику и манёвренность, а полный привод позволяет двигаться и поворачивать чётко, как задумано водителем.

Пассажиры и водители не устали в далёком путешествии. Шумоизоляция салона снижала дорожный шум и вибрацию, поэтому в дороге мы общались, спали и даже успевали работать. Порадовала возможность подключиться к мультимедийной системе автомобиля с помощью Apple CarPlay и Android Auto – сервисов для использования смартфона за рулём – ведь водителям всегда нужно было оставаться на связи.

На обратном пути мы попали в буран, и ехали уже по сумеркам, но водителям помогала умная система EyeSight, предупреждающая об опасностях, а головное светодиодное освещение обеспечивало максимальную видимость. Поэтому до дома все добрались без приключений: как опытные водители, так и новички.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 14 комментариев
  1. ljudmila:

    Неплохо бы организовать маршруты выходного дня вот по таким интересным местам области. Много интересного можно узнать о родном крае.Никогда раньше не слышала про Быньги и Нижние Таволги,а сейчас бы и посмотреть не грех! smile

  2. Дед:

    Откуда они слово «крЫнка» взяли. Долго живу и всё на Урале, но слышал от других и говорил только крИнка. Да и в других местностях «крынка» не слышал. Западенец им, что ли, в разведшколе ЦРУ, русский язык преподавал.

  3. ljudmila:

    @ Дед:
    Какой вариант правильный с «и» или с «ы»? На этот вопрос Википедия даёт ответ,что оба варианта применимы,в зависимости от местности.

  4. Тяжелый сучий.

    @ ljudmila:
    А вы считаете, что дело в буквах?

  5. ljudmila:

    @ Андрей Савельев:
    Андрей Савельев писал(а): :

    Тяжелый сучий.

    @ ljudmila:
    А вы считаете, что дело в буквах?

    Отчасти и в буквах. Вон вы как из буковок свой комментарий сложили! Явно ведь не орфографические ошибки! wacko

  6. Guest Guest:

    ljudmila писал(а): :

    Отчасти и в буквах.

    А по ворчать? Дед ведь smile

  7. Вячеслав Чайко:

    @ Дед:
    От Тюмени до Владивостока — только «крЫнка»

  8. Дед:

    @ Вячеслав Чайко:
    Столыпинские переселенцы с Украины, про Владивосток и говорить нечего, государство Зёлёного клина вспоминаем или читаем в Вики, если никогда не слышали.

  9. smile Вики? laugh Я вас умоляю! rofl
    Потом спрашиваем, откуда у нас такие «специалисты»? Всё просто, у них (медики, преподаватели и т.д.) «на столе» Вики вместо научных справочников.

  10. Николай:

    Далась вам эта крынка

  11. Сергей Гребенюк:

    @ ljudmila:
    Здравствуйте!
    Интересный рассказ о путешествии на Север Свердловской области с рекламой японских автомобилей. И немного привравши: «Например, в Нижнем Тагиле две наших машины заблудились и случайно забрались по крутому подъёму на Лисью гору». Вокруг горы идут асфальтированные дороги, а вот на гору — обычная грунтовка, так что подъём был произведён преднамеренно для испытания автомобилей повышенной проходимости.»Рабочие цеха(ВСМПО- Ависма), задействованные на многостаночном производстве, получают зарплату 45-50 тысяч рублей, работая на заграницу, высококвалифицированные станочники получают скромную заработную плату около 710 Евро, что для семьи на Урале недостаточно. В Германии заработная плата станочников от 2400 евро!Таков капитализм в России, выжимают из рабочих по максимуму.

  12. Дед:

    @ Николай:
    – Микола, а слыхав як москали нашу крынку называют?
    – Як?
    – Кри–и–инка…
    – Оо, повбывав бы…

  13. @ Дед:
    Мои детство и отрочество прошло в рабочем поселке Сузун Новосибирской области.Сузун (Завод-Сузун) был основан Демидовым, здесь выплавлялась медь, чеканились пятирублевые монеты. Население поселка состояло из переселенцев с уральских заводов.Даже говорок уральский до сих пор в ушах звенит.

  14. Николай:

    @ Дед:

    Микола

    Украинцы говорят МЫкола.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2019 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: