Галина ШИПИЦЫНА
Лоси и кабаны, лисы и зайцы, барсуки, белки, еноты – полноправные обитатели наших лесов, хотя всё чаще человек посягает на их родные, «насиженные» места, бессчётно вырубая деревья и зачастую лишая лесного зверя и «крыши» над головой, и кормовой базы. Зато увеличивается объём работы у егерей: чтобы сохранить поголовье зверя, надо помочь ему перезимовать. Подготовка к зиме начинается с самого начала лета, когда засеваются подкормочные поля.
Звериная «бухгалтерия»
17 августа, когда основные биотехнические работы были почти завершены, мы проехали по всему Боровскому охотничьему хозяйству с председателем Камышловского общества охотников В.П. Бандурой и егерями Г.Б. Крениным и А.П. Торкуновым. Загружаемся в УАЗик и отправляемся. Под шум мотора, слегка подпрыгивая в чаще леса на бездорожье, беседуем о лесных делах.
Григорий Борисович – егерь опытный, в лесу работает больше 20 лет. Андрей Павлович только начинает, опыта ещё набирается. В лесу обустроено огромное количество сооружений, где заготовлена еда для животных – травяные веники из иван-чая, лабазника, крапивы. Спрашиваю, зачем так много, как егерь всё успевает и как он знает, где нужно организовать звериный «общепит».
– Раньше такие кормушки строили больше для плана, – поясняет В.П. Бандура. – Сейчас определяем места скопления животных и строим именно там, чтобы польза была. А зверь свой адрес не меняет годами. Егерям помогают охотники, нынче они поработали неплохо, заготовили достаточно. Косуля за сезон съедает около сотни штук, поэтому норма каждого охотника – заготовить 300 веников.
Примерный подсчёт звериного поголовья ведётся ежегодно, высчитывается количество растительного корма, который необходимо заготовить, соблюдаются нормы. Оказывается, косуле в день нужно съесть пять килограммов, а лосю – 7-10, для того чтобы полноценно жить. Питается косуля травами, а зимой и сеном (если солью посыпать, то совсем деликатес, – говорит Владимир Петрович), а лосю нужны только кора деревьев и молодая поросль кустарника, в «общественные столовые» он приходит, чтобы пополнить в организме запасы соли.
На первом месте – охрана
– У общества охотников несколько задач, – продолжает В.П. Бандура, – самая первая – это производственный контроль, то есть охрана животных от браконьеров. На втором месте – биотехнические мероприятия, и только на третьем – охота, то есть регулирование поголовья. Если мы не будем это делать, зверей разведётся много, могут начаться массовые заболевания.
Выезжаем на большой малиновый луг – это цветёт иван-чай (таких лугов и полян, к слову, нам за то утро встретится много). Здесь работают два человека – охотник Александр Пермяков и Андрей Кренин, сын егеря. В четыре руки заготовка веников идёт быстро: один косит, другой вяжет. Разговорились. Александр Викторович – охотник почти с сорокалетним стажем, в лесу ориентируется не хуже егерей, помогает им постоянно. «Больше бы таких помощников», – подтверждает Григорий.
«Правильный» охотник – тот, который любит не только «кататься», но и «саночки возить». Охота охотой, но если ты приходишь в лес что-то взять, то и возместить должен – чтобы всё по справедливости было. Примерно так объясняют мне егеря.
– К участкам прикреплены первичные коллективы охотников, – продолжает В.П. Бандура. – Многие вкладывают немалые личные средства, помогая егерям в биотехнических мероприятиях. А мы, в свою очередь, делаем им скидки при покупке разрешений.
Охотничьи лицензии нынче подорожали, штрафы за незаконный отстрел животных – ещё больше. С этого начался у нас разговор с председателем первичного коллектива охотников Э.И. Бадратдиновым, присоединившимся к нашей компании.
– Многие думают, что мы только охотимся, – говорит он. – Но охрана у нас на первом месте. Выезжаем в лес или на рассвете, или, наоборот, вечером. У нас есть удостоверения нештатных егерей, и мы имеем право у любого человека, встретившегося в лесу, поинтересоваться целью посещения охотничьих угодий. Сейчас браконьеров меньше: сказывается постоянная работа.
Полные закрома
Пересаживаюсь на квадроцикл к Эдуарду Идрисовичу, и мы с ним отправляемся смотреть биотехнические сооружения в такой чаще, куда ступала нога только егеря и охотника. Разговор дорогой продолжается:
– Всё взаимосвязано, – говорит охотник. – Биотехнические строения нужны для увеличения поголовья дичи. Когда у косули, например, условия жизни благоприятные, корма достаточно, она может принести не одного, а даже трёх детёнышей. Как и любое другое животное или птица.
Подъезжаем к одному большому навесу, другому, третьему – везде полные «закрома»: в два яруса развешаны травяные веники. Это не только корм, но и влага для косули, которая зимой не может получать её из снега, а в трубчатых стеблях она сохраняется, животным этого хватает, много им не надо. Такие кормушки размещены по всему лесу, иначе зверю не выжить. Есть ещё поля, засеянные травами и зерносмесью, которые не скашиваются, а уходят под снег, чтобы кабанам и косулям хотя бы до января хватило подножного корма. Есть сено, которое заготавливают всё те же егеря и охотники, и главный деликатес – зерносмесь, которую рассыпают на специальные «столы». Зверь умный – знает, когда ему дадут лакомство, и поджидает неподалёку. Не успеет егерь отъехать – начинается пиршество. В основном это для кабанов. Но и косуля не брезгует зёрнышками, а уж барсуки и еноты, смеётся Эдуард, тут как прописанные: придёт, ляжет мордой в зерно и лежит чавкает.
Сделав огромный круг по лесу, возвращаемся. Чтобы объехать всё хозяйство, не хватит и трёх дней, тем более если останавливаться у каждой кормушки или солонца, а их просто невероятное количество. Но на несколько часов всё же удалось заглянуть в лесную жизнь. В охотхозяйстве Григория Кренина животным раздолье, во всём чувствуется крепкая хозяйская рука и не показное отношение к делу.
Фото Галины Шипицыной.
На фото. Те, кто заботится о лесных обитателях: слева и справа егеря Боровского охотничьего хозяйства Григорий Кренин и Андрей Торкунов, в центре – председатель Камышловского общества охотников и рыболовов Владимир Бандура и председатель первичного коллектива охотников Эдуард Бадратдинов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»