Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 25 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Быть педагогом – значит быть психологом и исследователем
08 февраля 2020, 12:00

Быть педагогом – значит быть психологом и исследователем



Галина ШИПИЦЫНА.  

Что такое психология? Мы привыкли воспринимать её зачастую как нечто повседневное, прикладное-практическое: психология отношений, психологический климат и тому подобное, даже не задумываясь о психологии как науке. Именно с уточнения этого понятия мы начали разговор с зам. директора педколледжа по учебно-производственной работе, кандидатом психологических наук Е.Б. Пичкой.

Заместитель директора педколледжа по учебно-производственной работе, кандидат психологических наук Елена Пичка.
– Елена Борисовна, почему психология – это наука?
– Потому что в ней есть фундаментальные исследования, которые направлены на изучение серьёзных, масштабных проблем. Есть теории, есть авторские позиции. Главный признак ненаучного знания – это его рецептурность, когда оно даёт ответ только на предельно конкретный вопрос. Знание психологии не является рецептурным. Она исследует достаточно серьёзные, глобальные проблемы и даёт общие подходы к их решению. Конечно, это наука. Устоявшаяся, со своей историей и развитием, с большим количеством исследований и исследователей, чьи позиции прочно утвердились.

– Какая была у вас научная тема диссертации?
– Развитие рефлексии как условие формирования профессиональной Я-концепции. Идея такая: чтобы сформировать у студента представление о себе как о будущем профессионале, нужно развивать у него умение анализировать и оценивать свои действия, поступки, свои профессиональные пробы.

– И насколько студентам это необходимо в жизни?
– Если ты не умеешь оценивать свои профессиональные действия, не умеешь критично относиться к тому, что делаешь, не умеешь обозначать проблемное поле, ты никогда не найдёшь способ решения своих проблем. И, соответственно, не будешь расти и развиваться как профессионал. Поэтому считаю, что необходимо.

– В вашей деятельности руководителя научная подготовка помогает?
– Психология – это супернаука, которая помогает в жизни вообще, в том числе и в профессиональной деятельности. Во-первых, зная психологию, понимаешь причины поступков людей. Можешь считывать вербальные, невербальные проявления – это очень важно. Стараешься строить общение так, чтобы с тобой было комфортно окружающим. Это наука о жизни и о человеке. Поэтому когда живёшь в обществе, общаешься и взаимодействуешь с другими людьми, она помогает.

– Почему у нас психологи не востребованы?
– У нас просто нет возможности вводить эти ставки в образовательных организациях. Когда я после педучилища поступила учиться на психолога, это был новый виток в развитии психологической службы в России, психологи появлялись фактически во всех школах и детских садах. И это было обоснованно. Потому что были 90-е годы, перестройка общества, период расцвета преступности – и, как следствие, девиаций в поведении детей. Увеличилось количество подростков со всевозможными поведенческими нарушениями. К тому же, когда пионерская организация прекратила своё существование, в школах фактически была уничтожена система воспитательной работы, и кто-то должен был решать проблемы, связанные и с формированием поведения, и с личностным развитием детей. В то время действительно психологи начали продуктивно работать в школах, практически все направления деятельности были очень востребованы. Сейчас, к сожалению, в образовательных организациях вынуждены сокращать эти ставки.

– Студенты ежегодно пишут исследовательские работы. Насколько их уровень изменился за последние годы? Стал более научным и менее прикладным или наоборот?

Если ты не умеешь критично относиться к тому, что делаешь, ты никогда не найдёшь способ решения своих проблем
– Сложно делать однозначные выводы, потому что все студенты разные, и требовать от всех одинаково высокого уровня научности невозможно, да и нет необходимости. У каждого студента своя цель и свои задачи при выполнении учебно-исследовательской работы. Наша задача, когда мы готовим специалиста среднего звена, – не столько научить его проводить научные исследования, сколько, опираясь на научные исследования авторские, устоявшиеся в науке, научить разрабатывать методические пособия, которые он может использовать в своей профессиональной деятельности. Поэтому сегодня в колледже дипломных проектов больше, чем дипломных работ, студенты создают методические продукты на основе современных научных исследований.

Читайте также:  Сигарету - на конфету

– Насколько эти продукты затем востребованы в их профессиональной деятельности?
– Любой студент, выполняя исследовательскую работу, доказывает её новизну и практическую значимость. Абсолютно все темы сопряжены с ФГОС начального общего образования или с профессиональным стандартом. Все связаны с содержанием профессиональной деятельности, поэтому не могут быть неактуальными. И кроме того, при формулировке тем стараемся учитывать запросы работодателей, чтобы темы были востребованными.

– Сегодня в стране популярно развитие технических профессий. Педколледж «в теме»?
– В Свердловской области создан список ТОП-50, который включает наиболее востребованные профессии. Учитывая, что мы живём в первую очередь в области с высоко развитой промышленностью, конечно, более востребованы технические специальности. В этот список, например, входят программисты, и по этой специальности осуществляем подготовку. В ТОП-50 входят и педагогические специальности: преподавание в начальных классах и воспитание детей дошкольного возраста. Но не все наши специальности из этого списка. Например, художника-мастера там нет. Тем не менее это востребованная специальность, на которую мы осуществляем набор.

– Как вы определяете этот уровень востребованности?
– Один из главных показателей – трудоустройство. Во-вторых, это конкурс при поступлении. Потребителями наших услуг являются школьники, и чем выше конкурс, тем более востребованной специальность является с позиции школьников, то есть наших потенциальных студентов.

– Какой процент выпускников прошлого года устроился именно по своим специальностям?

Любой конкурс – это всегда мобильность, коммуникация, общение с новыми людьми. Это полезно, особенно для студентов
– На разных специальностях по-разному. Показатель трудоустройства по педагогическим специальностям гораздо выше, чем по непедагогическим. Например, по специальности «Преподавание в начальных классах» в прошлом году – 80%. Но при этом, например, процент трудоустроенных по специальности «Документационное обеспечение и архивоведение» – всего 40%. Значит, делаем вывод, что одна специальность более востребована, а по другой вакансий в нашей территории гораздо меньше.

Радует, что большая часть студентов, завершивших обучение по педагогическим специальностям, поступает в вузы, часто – в заочной форме. Для нас важно, чтобы студенты стремились работать по полученной специальности, понимали значимость высшего образования.

– Ещё вопрос: обучение в педколледже наукообразно?
– Содержание образования в колледже отбирается с учётом принципа научности, однако стандарты СПО нового поколения более практико-ориентированы. Конечно, теоретическая основа даётся студентам, но сегодня в учебный план введены модули, а они неразрывно связаны с практикой. Каждый из них направлен на освоение студентами отдельной профессиональной функции. В состав профессионального модуля входят междисциплинарные курсы, разработанные на основе интеграции и предполагающие практико-ориентированное содержание, учебная и производственная практики. И эта система направлена на приобретение студентами практического опыта выполнения профессиональных функций.

– Насколько помогают в этом олимпиады и конкурсы?
– Любое участие в конкурсе – это всегда опыт. Даже если он не особенно удачен для студента, его нужно проанализировать, сделать выводы и извлечь уроки. Любой конкурс учит презентовать себя, переосмысливать отношение к тому, что делаешь, доказывать, аргументировать свою точку зрения, свою позицию. Если говорить о чемпионатном движении WorldSkills, оно полностью построено на основе профессионального стандарта и как раз позволяет студентам продемонстрировать свою готовность к реализации профессиональных функций. Кроме того, любой конкурс – это всегда мобильность, коммуникация, общение с новыми людьми. Это полезно, особенно для студентов, которые осваивают педагогические специальности, ведь им предстоит готовить к конкурсам своих будущих воспитанников.

– Благодарю, Елена Борисовна, за беседу, успехов научных и практических и вам, и всему педагогическому колледжу. 

Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.