Вт, 30 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Вт, 30 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Дитя прогресса
01 марта 2020, 16:00

Дитя прогресса



Илья ЗЫРЯНОВ.

Камышловский электротехнический завод в нынешнем году юбиляр. 1 ноября будут праздновать его 60-летие. В честь этого события мы открываем серию публикаций об истории, развитии производства, ветеранах и, конечно же, людях, стоящих у станков в наши дни. Ну а начнём повествование с рождения предприятия.

На рубеже эпох

Александр Михайлович Ляндин
10 ноября 1960 года Министерство путей сообщения издало приказ по всесоюзному тресту «Транссигналсвязьзаводы» о создании в Камышлове электротехнического завода на базе паровозного депо и мастерских связи. По воспоминаниям рабочих, решение это было неожиданным и даже шокирующим: более сотни человек в одночасье лишились привычного труда. Предлагаемое альтернативное производство при этом было никому не знакомо.

Однако технический прогресс диктовал свои условия. Эпоха паровозов, которые ремонтировали в депо, уходила в прошлое – к 1960 году им на смену пришла тепловозная тяга. Зато был большой спрос на железнодорожное оборудование и, прежде всего, – релейную продукцию, которой в те годы всю страну обеспечивал единственный электротехнический завод, расположенный в Ленинграде. Именно он стал прообразом своего камышловского преемника.

На новое производство перешёл почти весь коллектив мастерских, согласно ранее занимаемым должностям, а также часть сотрудников депо, в общей сложности – около 150 человек. Среди них – Александр Михайлович Ляндин, назначенный на должность начальника предприятия. Для новоиспечённых заводчан он был своим человеком – работал в депо с 1944 года, сначала инженером, затем механиком, избирался секретарём партбюро.

В 1960-х годах на территории КЭТЗ построили новый трёхэтажный корпус для выпуска релейного оборудования. По словам ветерана завода В.А. Треногина, трудившегося в те годы инженером-механиком, здание возвели по проекту Харьковского предприятия «Транссвязь» без учёта климатических особенностей. Зимой температура в цехах не поднималась выше 12-15 градусов. Строить завод и налаживать выпуск продукции было очень сложно.

КЭТЗ начала 1960-х в своих воспоминаниях описывает один из первых его рабочих М.И. Алфёров:

– Это были полностью свободные, за исключением слесарных верстаков, основные помещения паровозного депо. Бездействующий его механический цех с достаточным по тем временам парком токарных и фрезерных станков и заготовительный участок с немудрёным оборудованием. В мастерских на небольших площадках, подобно паровозам, доживала служба по ремонту аппаратуры полуавтоблокировки. Руководство треста первоначально поставило задачу освоить выпуск металлических шкафов (ШМ). Срочно приступили к организации заготовительного, сварочного и малярного участков. Параллельно с этим направили группу работников на Гомельский завод системы треста для освоения продукции. Завод получил новое оборудование: листогибочную машину, гильотинные ножницы, часть кузнечно-прессового оборудования.

Мыслить творчески

Степан Александрович Наумкин
В 1962 году на КЭТЗ прибыл новый директор С.А. Наумкин, о котором заводчане слагали легенды. Бывший моряк, выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, талантливый конструктор, рационализатор, управленец. Несмотря на свой высокий статус и образование, Степан Александрович внимательно относился к рядовым рабочим – об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания современников. Благодаря связям в железнодорожных ведомствах он активно способствовал обучению персонала – вплоть до организации приезда экзаменаторов в Камышлов. Так создавался костяк инженерно-технических работников.

За 22 года своего руководства С.А. Наумкин вывел провинциальный завод на передовой уровень. Здесь не просто копировали производство головных предприятий – технологии приходилось переосмыслять, адаптировать, применять принципиально новые методы работы. С этой целью в 1967 году создаётся бюро механизации и автоматизации производственных процессов, которое возглавил инженер-конструктор Георгий Васильевич Качусов. Внедрением новшеств занялся экспериментальный участок под руководством Владимира Филипповича Белозерцева – высоколассного токаря, который самостоятельно разрабатывал автоматы и полуавтоматы для обработки деталей. За изготовление конвейеров отвечал бригадир-электросварщик Виктор Александрович Карелин.

Читайте также:  Задача – остаться на плаву

Среди достижений этого творческого объединения – разработка технологии нанесения порошковых эпоксидных красок в качестве изолятора на медные шпули реле НМШ и окраски релейных шкафов. За её применение завод был удостоен звания лауреата ВДНХ СССР в 1975 году.

Трудоёмкого ручного труда становилось всё меньше, теперь его выполняли машины. Снижалась себестоимость продукции, расширялся перечень её видов, а объёмы росли год от года. Через 12 лет после начала выпуска реле, в мае 1975 года, был собран экземпляр под номером 1000000. На производство второго миллиона реле потребовалось два с половиной года, а к концу 1980-х этот показатель составил рекордные 2575 штук в сутки. Реле, изготовленные камышловцами, отправлялись в Гвинею, Болгарию, Монголию, на Кубу.

Наперекор невзгодам

Вячеслав Фёдорович Клюев
У С.А. Наумкина был свой метод подготовки кадров: перед тем как занять руководящую должность, перспективный сотрудник работал на всех переделах производства, переходил из цеха в цех, овладевая процессом полностью. Эту тактику продолжил и его преемник В.Ф. Клюев, который возглавил завод в 1984 году. К тому времени он трудился на предприятии уже 16 лет, прошёл путь от технолога до главного инженера.

Руководить новому директору довелось в непростые годы перестройки и лихие девяностые. От катастрофы спасали знание экономики и умение сплотить знакомый коллектив. Вот что рассказывает ветеран КЭТЗ Г.А. Лихачёва, в тот период – начальник цеха № 2.

– Вячеслав Фёдорович был очень требовательным к себе и своим подчинённым, – говорит Галина Алексеевна. – Заказы падали катастрофически, все пытались найти какой-то выход. Доходило до того, что рабочих занимали разборкой собственной продукции. На железных дорогах к тому времени скопилось множество реле с истёкшим гарантийным сроком, который тогда не превышал пяти лет. Выбросить их было нельзя – в состав входили ценные металлы. Их привозили обратно на завод, после трудоёмкой разборки и сортировки снабженцы сдавали всё это на переработку. Тяжелее всего было принимать решение об увольнении. Смотрели на качество работы сотрудника, советовались с контролёрами. Сокращали часто – по пять-семь человек в цехе.

Андрей Викторович Мокин
И всё же завод выстоял. Пережив череду экономических кризисов, он сумел выйти на новый уровень развития. Сегодня это крупнейший в России производитель релейной аппаратуры и напольного оборудования железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, руководит которым опытный заводчанин – Андрей Викторович Мокин. В номенклатуре завода – более 3,5 тысячи наименований, многие изделия производятся только у нас, снабжают дороги бывшего СНГ и Европы. На площади 10 тысяч квадратных метров действуют четыре производственных цеха по изготовлению шкафов, стативов и транспортабельных модулей, комплектующих деталей и прочего. О каждом из них мы обязательно расскажем отдельно в следующих публикациях.

Фото Андрея Зайкова и из архива КЭТЗ.
На фото. 1971 год, заводчане благоустраивают территорию у недавно постро-енного релейного цеха. Сейчас на этом месте дубовая роща.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 11 комментариев
  1. Николай:

    ЭТЗ старше меня на 2 дня laugh

  2. Скоро продукцию завода можно будет сразу с конвертера отправлять в музей. rofl

  3. ljudmila:

    Андрей Савельев писал(а): :

    Скоро продукцию завода можно будет сразу с конвертера отправлять в музей.

    Не смешно.

  4. Дед:

    @ ljudmila:
    При том, что человек, вероятно, имел в виду конвейер, а написал конвертер. С конвейера в конвертер-дойдёт и до этого. Хотя почему дойдёт, и так уже они своё старьё свозят на завод и делают из него лом.

  5. ljudmila:

    @ Дед:
    Что раньше времени хороните завод? А разбирали продукцию,которая отработала десятилетия и хранилась на складах ж/д.В списанной продукции, кроме лома,много серебра,цветного металла.Всё после разборки сдавалось.Много видов продукции выпускаются только на нашем заводе.Ничего нового,высокотехнологичного внедрять на железной дороге пока не предвидится,так что продукция завода востребована.Завод будет жить! Мой родной завод!

  6. Вы серьёзно думаете, что современные железнодорожные магистрали до сих пор нуждаются в релюшках? rofl

  7. ljudmila:

    Андрей Савельев писал(а): :

    Вы серьёзно думаете, что современные железнодорожные магистрали до сих пор нуждаются в релюшках?

    А вы серьёзно думаете,что наши железнодорожные магистрали-современные? Ни одной скоростной нет.
    И даже,если гипотетически предположить,что в аппаратуре дороги не нуждаются,то тогда завод,не приходя в сознание,работает в полную силу на склад что-ли?

  8. Вам виднее, это ваш завод!
    Где как не у нас умеют создавать вид бурной деятельности где на выходе кроме «красивых цифр» нет ничего.

  9. Дед:

    @ ljudmila:
    В принципе, если КЭТЗ накроется медным тазом, в этом не будет ничего сенсационного, по крайней мере, для жителей Камышлова, это будет просто ещё одно загнувшееся предприятие в ряду многих. Дормаш, КЗСМ, ЗХК, Лесхозмаш, Металлозавод, УИЗ, СУ-4, Камекс, всякие мелиорации, сельхозтехники, сельхозхимии и сельхозпредприятия. Это только навскидку. Некоторым вашим работникам даже полезно будет выйти из зоны комфорта на свободный рынок труда, чтобы понять, как это, получать деньги не простое нахождение на работе, а зарабатывать реальным делом. Наслышаны, сколько у вас должностей халявных для «трудовых династий» напридумывали.

  10. ljudmila:

    @ Дед:
    Что-то Вы слишком предвзято относитесь к заводу.Надо как-то поспокойнее относиться к тому,что завод,вопреки всему,ещё держится на плаву.Хотя чему удивляться,чисто русский менталитет; все сдохли,а кто-то ещё смеет трепыхаться.

  11. Ничего удивительного, всё по обкатанному шаблону.
    Если везде всё плохо, то ЭТЗ по определению не может быть оазисом благополучия.
    Логично. Вписывается в схему восприятия окружающего мира. По другому быть не может.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.