В своём послании Федеральному собранию 1 марта президент В.В. Путин отметил, что сельское хозяйство стало драйвером развития экономики страны. Эту тему он развил и 12 марта в Краснодаре на Всероссийском форуме сельхозтоваропроизводителей. Поблагодарил работников АПК за рекордный урожай 2017 года – 135,4 миллиона тонн; сказал, что в отечественном сельском хозяйстве отмечается не просто рост, а настоящий прорыв, говорил о дальнейшей государственной поддержке российских аграриев.
Сократилась господдержка
В связи с этим захотелось узнать, как обстоят дела у наших сельхозпроизводителей в районе. Поэтому 23 марта я присутствовала на ежегодном отчётном собрании членов-пайщиков СПК «Птицесовхоз «Скатинский». И, слушая доклад председателя И.А. Рыкова, не раз ловила себя на мысли: может быть, скатинцы живут в другой стране, если реальность отличается от сказанного выше?
Скатинское хозяйство на сегодняшний день – самое большое на территории нашего района. Из 510 работников, занятых в сельском хозяйстве района, 386 (76%) – в Скатинском совхозе.
В 2017 году скатинцы добились высоких результатов в работе. Получен хороший урожай зерновых (17 тысяч тонн зерна, средняя урожайность – 30 ц/га). Повысился и надой на фуражную корову – 8,529 кг. Увеличилось до 1200 голов молочное стадо. Высокие показатели отмечены наградами районного и областного уровней. Однако это не сказалось, как прозвучало на собрании, на экономических и финансовых показателях в работе хозяйства и на улучшении жизни членов кооператива.
Сравнивая результаты за 2017 и 2016 годы, Игорь Александрович отметил, что за год хозяйство потеряло в прибыли 11 миллионов рублей. Причём получение прибыли осуществлялось только за счёт государственной поддержки, которая в прошлом году сократилась и составила 12,5% от всей товарной продукции.
– Основное снижение произошло в связи с результатами по реализации нашей продукции. Дорого производим – дёшево продаём, – вывел своего рода экономическую «формулу» И.А. Рыков.
И это – главная проблема, которую стараются решить сельхозкооператоры, поскольку кооператив создан и работает, согласно уставу, для получения прибыли. О том, что проблема не надумана, говорят приведённые цифры: в 2015 году прибыль от продаж продукции в «Скатинском» составила 30 миллионов рублей, а в 2017-м – уже убытки 1600 тысяч рублей.
Почему убытки?
– Кроме зерна и молока, вся наша продукция убыточна, – продолжал Игорь Александрович. – Это касается в первую очередь птицеводства, мяса крупного рогатого скота и свиноводства. Для сокращения убытков ранее были закрыты садоводство, коневодство. В этом году мы закрыли и свиноводческую отрасль, поскольку их убыточность отмечалась из года в год. Была попытка закрыть и птицеводство как убыточное, однако сейчас мы восстановили обратно два корпуса, отрасль будет продолжать работать в этих объёмах. В прежние годы производство зерна и молока было прибыльным и востребованным, средняя цена на зерно была 8 рублей за килограмм. По итогам уборочной 2017 года и зерно стало убыточным. В связи с хорошим урожаем предложение превысило спрос, и рыночная цена – всего 6 рублей, а это меньше нашей себестоимости. Потому дополнительных доходов от того, что мы в 2017 году вырастили хороший урожай, в 2018-м не получим, остановимся в своём развитии.
Говорил И.А. Рыков и о проблемах, возникших с реализацией молока, так как с начала 2018 года «Скатинский» столкнулся с ситуацией: упал спрос на молоко, цены начали снижаться.
Кто будет работать и где?
Не решены пока земельные вопросы, о которых И.А. Рыков говорит не первый год:
– Хотя мы стараемся всю землю использовать по назначению, работаем не в правовом поле. Часть земель, которые обрабатываем, у нас и не в аренде, и не в собственности. И оттого, что земли не оформлены должным образом, мы работаем «временно» на свой страх и риск. Если ещё и мы перестанем обрабатывать и сеять, добавится столько же брошенных полей, как на других территориях района. Мы умеем и можем работать с землёй, но нам надо зарабатывать деньги на ней. А раз доходов от этого нет, то и смысл работать тоже пропадает. И кто будет работать на земле и на фермах? На сегодняшний день в коллективе трудится 39 пенсионеров, и 18 выходит в этом году на пенсию по возрасту. Вот такой производственный потенциал для развития. Поэтому нет у нас пятилетки развития, а есть пятилетка «закрытия», и она выполняется досрочно, хотя развитие и сближение с городской жизнью всё-таки есть. Открыли в посёлке «Пятёрочку», теперь купить можно всё, и не надо содержать личное хозяйство и сажать огород.
Движение вперёд и вверх
Возможно, Игорь Александрович несколько сгущает краски, предвидя дальнейшее вероятное развитие ситуации. Но на сегодняшний день, говорят сами работники, ситуация в хозяйстве стабильная, зарплату никогда не задерживают, при этом она одна из самых высоких в районе (хотя, говорят, не конкурентна с бюджетными организациями), выдают кооперативные выплаты. Помимо отлаженного производства, идёт постепенное и постоянное развитие. Вторая часть доклада была более оптимистичной: И.А. Рыков говорил о достижениях и перспективах развития:
– В 2017 году на сумму 51200 тысяч рублей приобретены сельскохозяйственная техника и оборудование. Частично затраты компенсированы государством. За год освоены инвестиции на сумму 107 миллионов рублей. Это практически на одном уровне с 2016-м.
Уже несколько лет в «Скатинском» ведётся технологическая модернизация производства. Около пяти лет назад на Чикуновской ферме был запущен доильный зал «ёлочка», и животные переведены на беспривязное содержание. Следующий шаг – строительство нового молочного комплекса в Ожгихинском отделении, который в настоящее время укомплектован на 400 голов. Сданы первая и вторая очереди, третья – в 2018 году. Ведётся реконструкция фермы в Голышкинском отделении, где будет установлено современное роботизированное оборудование и так далее.
– Не получится дальнейшей работы хозяйства, если не будем вкладывать в производство, – говорил И.А. Рыков, – на старом совхозном имуществе и постройках советских времён дальше не прожить, надо двигаться вперёд. В планах 2018 года тоже покупка техники. Будем продолжать реконструкцию старых зерноскладов – переводить с деревянных конструкций на железобетонные, используя строительные материалы от разбора списанных производственных помещений. Можно сделать вывод, что, несмотря на проблемы в стране, кризис, санкции, возрастающие риски, наш кооператив продолжает стабильно развиваться. Многое предстоит сделать, особенно по сокращению расходов, обеспечить доходность в работе. Основная задача на 2018 год – по максимуму использовать наши преимущества и устранять недостатки. Остальное будет зависеть от нас.
И вот что хочется добавить в заключение. Четверть века назад И.А. Рыков благодаря своей дальновидности, умению хозяйствовать буквально спас главное районное сельскохозяйственное производство от банкротства, рейдерства, уничтожения. И 25 лет возглавляемое им хозяйство, вопреки всему, живёт, развивается и сегодня входит в десятку лучших в области. Но сколько ещё продержится – вопрос.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Две России имеем-одна в телевизоре,другая в реальной жизни. И никак не пересекаются.
Преображенский: Боже, пропал дом… Что будет с паровым отоплением?
Тоже можно и про Скатинский совхоз сказать. То что он накроется медным тазом лет через 5 — очевидно. Не могу только понять, почему 300 лет наши предки из лесов делали поля, а у нас поля наоборот лесом зарастают. Видимо проще нефть и газ гнать за кордон, а обратно, в тех же танкерах, пальмовое масло. Крестьяне и коровы в этом цикле лишние.
В ппр «свердловский» требуются (причем постоянно!) и рабочие и так называемый итр. и з.пл. вроде не самая «бедная» указана….. люди работать не хотят? или так относятся к работникам, что и «достойная оплата» на фиг не нужна?
@ Дед:
О, как Вы правы! К сожалению…