Наше интервью
Илья ЗЫРЯНОВ
Ровно через две недели нас ждёт юбилейный X фестиваль «УралТерраДжаз» и новая встреча с его художественным руководителем, народным артистом России Даниилом Крамером. А пока вспомним предыдущую пресс-конференцию в городской библиотеке, на которой Даниил Борисович и лидер группы «Блюз Докторс» Владимир Демьянов отвечали на вопросы поклонников.
В тот раз к нам приехало много гостей из других городов. Среди них – большая компания из Артёмовского. Как выяснилось, далеко не все они знают историю появления нашего фестиваля, и попросили маэстро рассказать об этом.
– Идея создания «УралТерраДжаза» не моя, она принадлежит камышловской администрации, – пояснил Даниил Крамер. – Тогдашнее руководство решило не делать исключительно попсовый День города. Было так: на стадионе – джазовая часть, а на центральной площади – более популярная музыка. Помню, приходит ко мне глава города и говорит: «Тут на стадионе у нас пост милиции скучает: драк нет, мусора нет, всё чисто и аккуратно. А с той стороны несколько постов дежурят, идут разборки, кто-то кому-то уже бутылкой заехал по голове…». Надеюсь, сейчас уже никто никого бутылками не бьёт. Меня иногда спрашивают: что такое джаз? Я отвечаю: это образ мысли, как и любое искусство. Обратите внимание, как ведут себя, разговаривают и одеваются люди разных профессий, и сразу увидите разницу. Поклонники рока, джаза, классики, поп-музыки несут разную культуру, у них разный стиль жизни. Вы представляете, чтобы на концерте симфонии Моцарта кто-то кому-то заехал бутылкой по голове?
Владимир Демьянов: Я думаю, что во времена Моцарта это очень даже могло быть.
Даниил Крамер: Ошибаешься. Моцарт в тавернах не играл.
– Перед концертом вы репетируете импровизацию?
Крамер: Позвольте, я объясню, что такое музыкальная импровизация. Вы кто по профессии?
– Строитель.
– Тогда представьте: меня интересует, как сложить кирпичную стену. И вы в течение часа рассказали мне все аспекты этого вопроса. После лекции я подхожу к вам и прошу объяснить, как сложить кирпичную стену с ещё одной смежной стеной. То есть появился нюанс, и вы его также объяснили. Я вновь спрашиваю: как сложить кирпичную стену с разными типами раствора? Вы опять даёте исчерпывающие пояснения. И таким образом читаете мне лекций 50. Вам не надо ничего заранее записывать, потому что вы знакомы с предметом. Вы импровизируете на тему, которую хорошо знаете с разных сторон. То же самое у меня.
– Тогда как учат импровизации детей, у которых ещё недостаточно знаний?
Крамер: И здесь ничего сложного нет. Мы учим детей в той мере, в которой они знают. Если выучили пять нот, то на их примере уже можно учить составлять мелодию. Заметьте, что все дети гениальны. Просто потому, что они выучивают сложнейший русский язык вообще без словаря, на одной аналитике. Они лишь задают вопросы. И начинают понимать разницу между красным, бордовым, пурпурным и так далее. Таким же образом мы действуем в импровизации – учим детей первоначальным «словам». Вот эти две ноты – это слово «дай». Вот эти – слово «каша». А теперь попроси у меня каши. Первый раз не получится – получится на пятый. Если вы знаете ноты, я и вас обучу за один час.
– Однажды вы сказали, что ощутили переворот в осознании джаза, когда впервые услышали концерт Леонида Чижика. Общаетесь ли вы с ним и каковы ваши отношения?
– Леонид Аркадьевич Чижик старше меня на 14 лет. Он харьковчанин, как и я, учился в моей же Харьковской специальной музыкальной школе. Когда я туда только поступил, мне начали рассказывать про Чижика, который даже Моцарта играл свингуя. Тогда же, на первом курсе, я влюбился. Моя девочка любила джаз, а я его не сильно уважал, потому что не было возможности слушать такую музыку. И однажды девушка сказала: пошли на джазовый концерт. Я понурился. Решил – ладно, раз она просит, поскучаю там два часа. Поплёлся на этот концерт. И вот там, собственно, у меня всё перевернулось. Потому что я увидел совершенно невероятного человека, который на ходу делал удивительные вещи. Чтобы вы поняли, послушайте пластинку Чижика «Реминисценции». На ней есть пьеса, которую он сделал на тему Фэтса Уоллера Ain’t Misbehavin’ (в переводе с американского сленга «я не веду себя плохо»). Он там устроил целую театральную сцену ругани, то ли между мужем и женой, то ли между парнем и девушкой. В жизни бы не поверил, если бы он не делал это при мне. Я позвонил своей учительнице в Харьков, она позвонила харьковской учительнице Чижика, а та позвонила ему. Я к нему пришёл и поиграл первые свои опыты – знаменитый регтайм «Кленовый лист». Играл в бешеном темпе и полной уверенности, что сейчас меня похвалят. А вместо этого схлопотал по полной. Потому что реально ничего не умел и не понимал. Но Чижик был играющим тренером. Он сел и показал мне двенадцать блюзовых тактов. А теперь, говорит, пойдём на кухню, будем резать бутерброды, готовить чай, а ты будешь стучать по столу каждый раз, когда будет первая доля первого такта. При этом он не давал мне считать, заставлял всё время говорить, резать бутерброд, рассказывать, сколько жиринок в колбасе. А когда я ошибался, он сам стучал. Вот так он учил меня чувствовать время. Видимо, поэтому вы сейчас ходите на мои концерты.
– Вопрос к Владимиру: многие рок-музыканты не знают нотной грамоты. У вас с этим как дела обстоят?
Владимир Демьянов: Про незнание нот – это лишь красивая легенда. Самый популярный в мире блюзовый музыкант Би Би Кинг в одном из своих видео рассказывает: «Я вырос на плантации, друзья». И это правда. «Я играл на гитаре, прижав её к сердцу, чтобы вы чувствовали мои эмоции». И это тоже правда. «Я не знаю нот». А вот это уже неправда, потому что через несколько минут он комментирует свою игру: «Вот здесь я беру седьмую ступень…». И всё с ним становится ясно. Так бывает у гитаристов, которые учились сами. Потому что гитара – инструмент позиционный. Но на самом деле, без знаний очень сложно. Ноты – как буквы. Владение ими сильно облегчает доступ к материалу и экономит время. Необязательно быть продвинутым в плане теории. Но музыкальную грамоту нужно знать хотя бы в каких-то пределах.
– Если не получается охватить пальцами октаву, может ли это быть препятствием для обучения игре на фортепиано?
Крамер: Нет. Существует термин «нейгаузовские руки» – это маленькие слабые ручки, которые умеют всё, что умеют большие и сильные. Мой преподаватель Евгений Яковлевич Либерман – ученик Генриха Густавовича Нейгауза, одного из лучших пианистов и фортепианных педагогов XX века. Это был вовсе не Рахманинов с его лапой и не Шопен с его длинными пальцами. Нейгаузовская школа – это школа ума и хитрости. Все, наверное, слышали знаменитую Кампанеллу. В ней руки пианиста всё время совершают огромный скачок в быстром темпе. И если не знаешь, что делать, то по нужным клавишам не попадёшь. Я пришёл с ней к своему учителю в слезах: не мог сыграть. Он говорит: «Показывай, что не можешь». Я расставил пальцы – вот, мол, всё, что достаю. А при такой постановке кисть зажата, ею невозможно двигать. Молодец, говорит, а теперь пальцы сложи вместе. И показал хитрый приём, который называется «мельница».
Я ратую за то, чтобы все дети обучались в классической музыкальной школе – она воспитывает ум. Я делал одну передачу на ОРТ и пригласил туда даму из Московского государственного университета. При нём есть лаборатория, которая занимается исследованием влияния классической музыки на IQ ребёнка. Я не знаю, каким образом соната Моцарта или Листа развивает уровень интеллекта, но люди, которые нормально учились в классических музыкальных школах, практически не болеют клиповой болезнью – им не надо по 25 минут отдыхать после семи минут работы. У них прекрасная концентрация, нацеленность на решение задачи, социализация в разы лучше. К сожалению, при всём этом музыкальное образование в нашей стране превращают в дополнительное.
– А как вы относитесь к музыкальному стилю рэп?
Крамер: У меня вообще нет отношения к стилям как к чему-то хорошему или плохому. Тот же Генрих Густавович Нейгауз сказал: «Вы можете делать всё, что вам угодно, если вы можете делать это убедительно». Но с другой стороны, моё отношение к рэпу слегка смешливое. Когда у меня были африканские гастроли, я в этом лишний раз убедился. Мой менеджер был другом короля города Уагадугу. И я сказал ему, что хочу послушать в Африке то, что не показывают туристам. Это была одна из причин, по которой я вообще согласился туда ехать. После долгих уговоров мы отправились на пикник в саванну. И будто переместились на 300 тысяч лет назад. Если заменить ритм-секцию рэпа на удары руками по самодельным бонгам, бэк-вокалисток – на туземок, стоящих вкруг, а самого рэпера – на шамана, то получите именно то, что я услышал, – музыку каменного века.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Даниил Крамер и Владимир Демьянов на пресс-конференции в городской библиотеке. 2023 год.
© Редакция газеты «Камышловские известия»