Елена ДУБЫНИНА
Службу в полиции многие начинают именно с ППС. Сотрудники ежедневно ведут наблюдение по маршруту, наматывая километры пути за смену. Это не прогулки на свежем воздухе (в жару, дождь, мороз), а беспрестанный контроль за происходящим в зоне видимости. Бывает, отойти от отделения не успеют, и уже завертелось: дебоширы, пьяницы, драчуны. И всех нужно «оформить».
26 августа мы напросились в вечернюю смену (днём не столь интересно, так как в основном идёт работа с административными должниками) с одним из нарядов: напарники Алексей Бородкин и Иван Токманцев такие разные, но дополняют друг друга. Первый – открытый, доброжелательный, знает ответ на любой вопрос, второй – сдержанный, прямолинейный, молчаливый. Но вместе делают одно дело – следят за порядком на вверенном им маршруте.
17 часов. Молодые мужчины идут на построение во двор отдела. С ними коллеги из второго наряда. Инструктаж проводят инспектор группы охраны общественного порядка Я.Н. Лешкевич и майор внутренней службы Р.В. Михеев. Роман Викторович проверяет экипировку (одежда должна быть опрятной, на груди блестеть жетон, под рукой – рация, резиновая дубинка, газовый баллончик и пистолет). Всё в порядке. Уточнив маршруты и доложив об оперативной обстановке (без происшествий), отдаёт приказ:
– Становись! Равняйсь! Смирно! Приказываю приступить к охране общественного порядка по району и городу Камышлову.
И мы отправляемся по маршруту. Сначала идём к СИЗО, с территории которого выходят два сотрудника с патрульно-разыскной собакой, умеющей находить взрывчатые вещества. Все вместе обходим заросли вокруг изолятора, заглядываем за заброшенный дом. Овчарка Ксюша всё обнюхивает и ничего подозрительного не находит. Миссия выполнена, сотрудники СИЗО возвращаются на службу, а мы выходим на улицу Свердлова.
– Работать можно, всё нормально, но, как и во многих структурах, сказывается нехватка кадров, нагрузка увеличивается, – делится Алексей. – Хорошо бы выставлять наряды во всех районах города… Действуем мы строго по инструкции, закону о полиции. Просто выполняем свою работу и стараемся делать её хорошо. Не всех правонарушителей мы ведём в отделение, иногда достаточно провести беседу с человеком, и он всё поймёт, тем более если ведёт себя спокойно, не несёт угрозы окружающим. На агрессию, провокации тоже нужно отвечать спокойно. Оставаться человеком в любой ситуации!
– Как реагирует молодёжь, отдыхающая в сквере или на площади, если вы подойдёте и скажете, что запрещено пить алкоголь на глазах у окружающих? – спрашиваю я.
– По-разному: кто-то тут же выбрасывает бутылку в урну, отставляет в сторону, другие демонстративно продолжают выпивать, вот тогда приходится составлять протокол.
– Что им за это грозит?
– Штраф, чаще всего 500 рублей, если в течение 70 дней не оплатят, тогда по решению мирового суда либо ещё наложат штраф, либо арестуют до 15 суток, либо отправят на общественные работы, что случается, к сожалению, реже. Я считаю, исправительные работы – наиболее эффективное наказание за устроенный беспорядок. Вот если человеку придётся мести ту же площадь, красить скамейки и прочее, он уже меньше будет мусорить на улицах и ломать чужое имущество.
Правонарушения в основном касаются распития алкоголя. Часто поступают жалобы на нарушение тишины и покоя, а вот дерутся в основном на окраине, куда постовые едут (группа немедленного реагирования) или идут по сигналу дежурной части.
Обсуждая будни постовых, дошли до улицы Гагарина, заглянули в бывшее общежитие швейной фабрики (жильцы жалуются на хулиганские действия людей, часто не проживающих здесь), вышли к рынку, обошли его и по улице Энгельса направились к центральной почте, затем по улице Ленина вернулись на Свердлова. Так три круга. Общался в основном Алексей, который всего лишь три года назад пришёл в полицию после армии, и ему здесь нравится. Иван говорит, что единственный плюс в службе – коллеги и стабильная зарплата.
Многое хочется рассказать со страниц газеты о ребятах и их работе, но статья всё же посвящена профессиональному празднику, а проблем у них хватает. Например, вот как доказать, что человек выпивает в общественном месте именно алкогольные напитки?
– Так ведь пахнет, – наивно предположила я.
– И что, вы в протоколе будете писать «пахнет алкоголем»? Это не доказательство, может, вы наговариваете. Всё нужно доказать, поэтому и фотофиксация важна, – возразил Иван.
– Вот если бы нам выдавали специальные тестеры для определения содержания алкоголя в напитках, всё стало бы гораздо проще, – здраво рассуждает Алексей.
Спустя часа полтора напротив остановки «Автовокзал» я как раз стала свидетелем, как «берут» пьяного гражданина. Он шёл, качаясь из стороны в сторону, потягивая из «полторашки» крепкое пиво, из спортивной сумки торчала ещё одна бутылка. Алексей спокойно подходит к парню.
– Здравствуйте, что выпиваем? – вежливо интересуется он.
– Не видишь? Пиво пью, а чё, нельзя что ли? – с ноткой агрессии отвечает парень.
– Вы находитесь в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и продолжаете пить, пройдёмте в отделение, – предложил Иван.
– Эй, вы! Я вообще-то на автобус иду, мне в Ёбург ехать на работу! – огрызнулся молодой человек.
– Успокойтесь и просто идите с нами, – невозмутимо ответил Алексей.
Парень всю дорогу ругался, оскорблял полицейских, периодически пил, несколько раз чуть не упал. В отделении его усадили за стол и стали устанавливать личность. Сказать внятно свои ФИО задержанный не мог, тогда ему предложили написать данные на листе бумаги. Но и эта попытка увенчалась успехом раза с одиннадцатого (спустя минут 40).
В компании сотрудников ППС парень вёл себя нагло и вызывающе, но, немного отрезвев, успокоился. Закончив с оформлением документов, с задержанным провели беседу, убедившись, что он может идти на своих ногах, его отпустили.
А я, честно говоря, порядком устала и уже по темноте пошла домой. Алексей и Иван рады были бы и проводить, но отклоняться от маршрута им категорически нельзя…
Что происходило за их смену до двух часов ночи, мне неизвестно. Но всё, что бы ни случилось – для них привычная работа, порой требующая стальных нервов и готовности к многочасовому патрулированию улиц ради спокойствия и безопасности граждан.
Фото Елены Дубыниной.
На фото. Алексей Бородкин (в центре) и Иван Токманцев заступили в наряд. Рядом с ними Яна Николаевна Лешкевич, она полтора года работала в ППС, три месяца назад получила повышение по службе, стала инспектором группы охраны общественного порядка. Девушка с сильным характером, не боится столкнуться с правонарушителем, за её плечами постоянная физическая подготовка (полицейские отрабатывают приёмы борьбы).
© Редакция газеты «Камышловские известия»