Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
История главного храма Камышлова
06 августа 2021, 14:00

История главного храма Камышлова



К 200-летию Покровского собора.

В 1667 году «на мысу промеж Пышмы и речки Камышенки» Семёном Будаковым была основана «слобода Камышевская и заселена московскими, вологодскими, вятскими и казанскими выходцами, а спустя лет 15-20 здесь устроена была и крепость, имевшая в окружности 96 сажень, с двумя башнями, из коих одна была проезжая, а другая – глухая».

Предположительно в 1679 году в новом остроге была выстроена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Известно, что приблизительно в 1816-1817 годах она была перенесена на городское кладбище в районе Закамышловки. А на её месте возведён новый величественный одиннадцатиглавый Покровский собор, ставший одной из достопримечательностей Урала.

В 1763 году через Камышевскую слободу прошёл Сибирский тракт. Здесь возник крупный хлеботорговый центр, поставляющий зерно и муку по всему Уралу и Сибири.

Уже в 1781 году Камышлов получил статус города. До октябрьской революции на Среднем Урале всего было семь городов: Верхотурье, Туринск, Ирбит, Камышлов, Екатеринбург, Красноуфимск и Алапаевск.

В XIX веке, с бурным развитием капитализма в России, через Камышлов прошла Сибирская железная дорога. С этого времени большая часть товаров на знаменитую всероссийскую Ирбитскую ярмарку стала поступать через Камышлов, что благотворно сказалось на развитии города. Вместе с городом развивался и украшался и его главный храм.

В «Ведомости о Церкви за 1820 год» написано: «В городе Камышлове Соборная Церковь каменная двухприходная и двухдепартаментная, Престольная холодная, во имя Покрова Божией Матери с пятью приделами, в верхнем департаменте три придела: первый – во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, второй – во имя Всемилостивого Спаса, третий – во имя святого Тихона Амафунтского, чудотворца. В нижнем департаменте два тёплых придела. Первый – во имя трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй – во имя великомученицы Екатерины. Снабжены утварью, как то: двумя чашами, дискосами, лжицами и звёздами, тремя Евангелиями, двумя крестами и двумя дарохранительницами, серебряными и позлащёнными дароносицами и кадилами, серебряными же подсвечниками и лампадами медными, книгами, ризами и прочими нужными для церкви вещами.

Иконостасы во всех пяти приделах столярной работы, в некоторых местах с резьбой и позолочены, живопись в некоторых приделах на манер италианской, а в других – древней простой работы, не худая, нигде не полиняла и ничем не повреждена, резное распятие одно – с предстоящими. Служение совершается в означенных только пяти приделах, а престольная церковь ещё не освящена. Колоколов на колокольне семь. Первый весом 72 пуда, второй – 15 пудов и 4 фунта, третий – 6 пудов и 10 фунтов, четвёртый – 5 пудов и 12 фунтов, пятый – 1 пуд и 34 фунта, шестой – 1 пуд и 10 фунтов, седьмой – 15 фунтов. Собор от духовной консистории в 487 верстах» (ГAСO ф. 6, оп. 2, д. 440).

Проект иконостаса главного алтаря в стиле классицизма был выполнен в 1824-1825 годах московским мастером-иконописцем Степаном Голышевым. Рисунок был утверждён екатеринбургским архитектором Малаховым в мае 1825 года. Архитектоника отвечала нормам своего времени и всецело была подчинена архитектуре здания. Утверждая эскиз иконостаса, Малахов написал: «Свидетельствую, что по сему рисунку иконостаса отступлений от правил архитектуры нет, и строить по нему можно». В марте этого же года Степан Голышев взял подряд на изготовление иконостаса. Предположительно, он был закончен в 1828 году и тогда же освящён.

Собор был украшен множеством икон, часть из которых были пожертвованы благочестивыми горожанами. Так, в 1854 году по завещанию купца Савелия Гуляева Покровскому храму были переданы его домашние иконы, среди которых были «кипарисные складни, медные распятия и образа. Икона, выполненная в технике филигрань, и др.».

В 1833 году в здании собора обрушился потолок на втором этаже, при этом пострадали и перекрытия первого этажа, что повлекло за собой обширные ремонтные работы, предпринятые в 50-е годы XIX века.

С 1853 по 1858 годы проводилась перестройка собора, по окончании которой заново были освящены приделы первого этажа. После внутреннего переустройства в храме были проведены работы по росписи стен.

Читайте также:  Престольный праздник

20 сентября 1877 года главный придел храма вновь был освящён. Приделы первого этажа были расписаны в 1879 году. Летом 1888-го началась перестройка колокольни, которую окончили в 1890 году.

В 1892 году приделы первого этажа были вновь перекрашены на средства церковного старосты Николая Вырубова. В 1901 году верхний храм также был расписан на пожертвование того же старосты.

В 1870 году завершилась реконструкция второго этажа собора. 19 июня 1870-го там вместо трёх приделов был устроен и освящён один – во имя св. Тихона Амафунтского.

В 1875-1877 годах был переделан холодный Покровский придел собора. На средства прихожан расписывались стены, обновлялся иконостас. Работы завершились в 1877 году, и 20 сентября состоялось освящение отремонтированного придела. В 1879-м работы по росписи стен продолжились, были украшены придел Трёх Святителей и придел великомученицы Екатерины.

Пока собор облагораживался внутри, колокольня начала наклоняться в западную сторону под тяжестью колоколов, самый большой из которых весил 184 пуда. За два года колокольня была полностью разобрана и отреставрирована.

Собор и погост были обнесены каменной оградой с мраморными столбами и железными коваными решётками. Ограда была покрыта железом, выкрашенным охрой, с воротами, обращёнными на север, запад и юг.

В 1891 году при Покровском соборе открылась церковно-приходская школа. Она располагалась в каменном здании у церковной ограды. Школа содержалась на средства собора, в ней обучалось 70 детей.

В 1892 году при Покровском соборе начало действовать церковно-приходское попечительство, в котором состояло 40 человек. Средства попечительства расходовались на украшение и благоустройство храма.

В 1907 году на церковные деньги приобретены два деревянных дома для причта, а с помощью жертвователей построен ещё один дом.

По состоянию на 1913 год Покровский собор представлял собой каменное двухэтажное здание.

К собору были приписаны пять часовен: на городской торговой площади – каменная во имя св. Александра Невского; в дер. Кокшаровой – деревянная, построена в 1869 году во имя св. Косьмы и Дамиана; в деревне Митькиной – деревянная, построена в 1870 году во имя св. Косьмы и Дамиана; на урочище деревни Насоновой – деревянная, построена в 1895 году во имя св. Флора и Лавра; в деревне Леготиной – каменная, построена в 1906 году во имя св. прп. Серафима.

При соборе работали церковно-приходская школа на 23 ученика и школа грамоты в Кокшаровой. В приход, кроме Камышлова, включались деревни Кокшарова, Леготина, Митькина, Насонова; прихожан насчитывалось более 4500 человек.

Причт собора по штату состоял из протоирея, двух священников, дьякона и трёх псаломщиков. Жалование клирики получали от казны, церковных доходов и вкладных капиталов.

После октябрьской революции 1917 года и принятия в 1918 году печально известного «Декрета об отделении церкви от государства», легализующего открытые гонения на Церковь, по всей стране началось закрытие и разграбление храмов и репрессии по отношению к священству и верующим.

Настоятель Покровского собора – священномученик Сергей Увицкий – за якобы «антисоветскую пропаганду», которой он никогда не занимался, был арестован прямо во время службы и заключён под стражу в Камышловской тюрьме. Местные чекисты месяц добивались от него признательных показаний, но, ничего не добившись, перевели в Екатеринбургский губернский концентрационный лагерь. Многих прихожан Покровского собора, среди которых большинство были простые камышловцы, также арестовали, а сам храм был закрыт, а впоследствии разграблен. В 1932 году Покровский собор был окончательно закрыт и подвергся поруганию и забвению.

Возрождение духовной жизни в Камышлове началось спустя полвека, в 1983-м году, когда в областном управлении по делам религии в Свердловской области была зарегистрирована приходская община храма Покрова в Камышлове.

Денис АХАЛАШВИЛИ


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. ljudmila:

    Очень своевременная статья К юбилею Покровского собора неплохо освежить в памяти его историю, а кому-то впервые ознакомиться.Вместе со страной собор пережил все катаклизмы истории. Очень хорошо, что есть подвижки в его восстановлении. Кода-то же поразит всех собор и внутренней красотой.Многия лета нашему Покровскому собору!

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.