Председатель городской Думы И.С. Чуркин в редакции не такой уж редкий гость. Журналисты любят поспрашивать его о коммунальных проблемах, пользуясь тем, что он всегда, что называется, «в теме». На сей раз беседа с Иваном Степановичем охватила довольно широкий круг вопросов. Впрочем, судите сами…
– Иван Степанович, можно детский вопрос задать: зачем Дума вообще?
– Ничего себе у вас вопросы… Дума – это представительная ветвь власти, а вы – «зачем»… Затем, чтобы исполнительная не дремала.
Ну, а если серьезно, то давайте поясним, вдруг да и на самом деле есть люди, которые действительно не понимают, зачем Дума нужна, есть власть – и ладно, и какая разница, как она называется. На самом же деле две ветви власти существуют очень давно.
Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, было дано пять лет на приведение в соответствие всей местной законодательной базы. Даже в самом названии заложены функциональные назначения: законодательная (представительная) власть должна творить законы, а исполнительная их исполнять.
– И легко ли творить законы? Да и какие уж у нас тут великие законы…
– Вы не правы, и ваша ирония здесь неуместна. Может, и громко сказано, но по тем документам, которые принимают депутаты, город живет, после публикации они принимают силу закона, и вы это прекрасно знаете.
Я, прежде чем идти на встречу с вами, посмотрел анализ нашей деятельности за прошедшие 9 месяцев. Мы провели 11?пленарных заседаний Думы, рассмотрели 214 различных вопросов. Было принято 139 решений, среди них есть очень важные. Возьмем, к примеру, принятие положения о порядке заключения концессионных соглашений. Не очень понятно? Объясняю. По закону имущество в аренду должно отдаваться на год. Кто будет вкладывать серьезные деньги в развитие при таких условиях? Пришлось принять решение о долгосрочной аренде. И результат уже есть, по аренде электросетей, например.
О других серьезных документах. Мы утверждаем структуру администрации, реестр муниципальных служащих. Причем в этом вопросе глава, как бы ему ни хотелось, не может выйти за рамки, которые утвердила Дума. В этом году мы приняли всего более 14 местных положений или законов, по которым живет и работает город.
– Вы еще не сказали об Уставе…
– Действительно. Утверждение этого главного документа, принятие изменений к нему – одна из важнейших функций Думы. Изменения вносятся часто, и не потому, что он был принят плохим изначально. В федерации постоянно издаются новые законодательные акты, и наш Устав должен им соответствовать.
– Бюджет и налоги – тоже ваша прерогатива.
– Совершенно верно. Вот недавно рассматривали сначала на комиссии, а потом на заседании Думы ставки налогов на землю и на имущество с физических лиц. Разговор очень непростой был, так как бюджет дефицитный. Были предложения и по их увеличению, и насчет льгот вопрос стоял. Но оставили все без изменений.
– Появились ли у Думы новые функции?
– Да, два года назад в соответствии с принятым законодательством нам передано принятие ежегодного отчета главы города о результатах работы его самого и его подведомственных организаций. И еще одна функция – отстранение главы от должности «за невыполнение вопросов местного значения». Произойдет серьезный сбой отопления, водоснабжения, оказания медицинской помощи, образовательных услуг – у депутатов есть основания отстранить главу.
– Это так легко сделать? Но ведь его избирал народ…
– Это нелегко сделать. В администрации избирается одно лицо, а в Думе избираются все. Мы делегированы населением представлять их интересы в органах власти, и мы не можем отмахнуться от нужд людей. Хотя ведь можно сказать так: «Нет воды? Это не наше дело, идите в администрацию». Мы так никогда не говорим, а вместе с администрацией пытаемся решить проблему. И может быть, от того, что мы в курсе всего, и не принимаем скоропалительных решений по отставкам должностных лиц. Человека сломать легко, а… работать кто будет? У нас есть готовые управленцы, специалисты? Лучше вместе воз «тянуть».
– Конечно. Наверное, от того, что ставка председателя Думы освобожденная, это делать легче…
– Безусловно. Как бы ни складывались у меня лично отношения с руководством администрации (а бывает, мы очень спорим, и даже ругаемся!), мы вдвоем с главой или с его замами порой не вылезаем из Екатеринбурга. Только мы знаем, как трудно бывает решать финансовые проблемы. Но ездим, решаем, договариваемся. Я всегда утверждал и утверждаю: надо уметь договариваться, и слово свое держать. Не делай мы этого – не поступило бы в городской бюджет дополнительно более 100 млн. рублей.
Не так давно прошло сообщение, что с помощью нашего депутата Л.В. Бабушкиной удалось получить 300 тыс. руб. на изменения в схеме газоснабжения города. Вчера ездили в Екатеринбург по поводу проектирования газоснабжения частного сектора. «Перебросив» к этим 300 тыс. руб. еще 750 тыс. руб. с «земельной» статьи, мы получим миллион на проектирование газопроводов для жителей. Разве это плохо? Хоть немного, но облегчим людям решение газовой проблемы.
– В каких микрорайонах тянут газовые сети?
– Их достаточно много: в Закамышловке (ул. Энгельса, Кооперативная), на улицах Леваневского, Куйбышева, Железнодорожной, Д. Бедного, К. Либкнехта.
– Иван Степанович, раз вы занимаетесь этими проблемами, вероятно, и число обращений в Думу растет…
– У меня есть такие данные: за 8 месяцев было 403 обращения от юридических лиц, 91 – от физических (письма). А мы еще фиксируем и звонки, устные обращения – их более 500. И снижения нет!
– Здесь получается так: чем больше принимаешь мер, быстрее реагируешь, тем больше обращений. Зачем обращаться туда, куда бесполезно? Вы не станете заложником собственной работы? И не делаете ли работу за администрацию?
– Я уже сказал выше: мы выбраны народом, и обязаны реагировать. И глава также. Вот и делаем вместе.
– Основная тема обращений?
– Коммунальная, хозяйственная.
– Что вам здесь не нравится?
– Положение дел с управлением этой отраслью не нравится – не успеваешь ни фирмы, ни их начальников запоминать. Частая смена руководства ведет к отсутствию дисциплины. Выполнение распоряжений главы тянется неделями. Нас это не устраивает. Пообещают населению – и не сделают. Ну не можешь сделать – не обещай!..
Особенно много претензий к управляющей компании. Конечно, они работают, как им позволяют. Но УК – это компания, которую жители наняли, чтобы она управляла их имуществом, и за это им платят деньги. Она должна управлять имуществом в пользу жителей. И вот пока мы это не поймем и не научимся спрашивать – все останется без изменений.
– В чем же проблема?
– В кадрах! Нет готовых кадров. Когда спорим с Михаилом Николаевичем об этом, он говорит: приведи человека. А где его взять? Учить нужно.
– Давайте сначала о ваших кадрах. Мы знаем, что в Думе подобрался деятельный народ. Все ли депутаты одинаково участвуют в работе?
– Будем реалистами. Конечно, больше приходится работать освобожденным депутатам: мне, А.И. Бродовиковой, Н.А. Рытову, которому позволяет режим работы. И это объяснимо. Легко ли выделить время для общественной работы депутатам-руководителям? Хотя они посещают заседания и работают во время их проведения. Но я хочу заметить, что все депутаты еще и посещают заседания комиссий. Их у нас четыре: по городскому хозяйству (во главе ее Е.Г. Блинов), по правовому обеспечению (Т.А. Чикунова), по экономике и бюджету (Н.А. Рытов) и по соцполитике (И.В. Бунькова). Почти все провели по 10 и более заседаний, готовят вопросы к рассмотрению на Думе.
– Иван Степанович, сейчас много говорят о введении сити-менеджеров. Ваше отношение к этой должности?
– Резко отрицательное. Знаете почему? Сити-менеджер – это наемный работник, он нанимается, чтобы управлять городом на определенных условиях. Глава – лицо выборное, есть деньги или их нет – он обязан подать тепло в дома в срок. А сити-менеджер? Выделили ему, допустим, 10 млн. руб., они закончились. И что? Он сказал: все, ребята! И ничего ему не предъявишь. Правда, губернатор выступал и говорил, что на местах сами будут определяться с органами власти. Поживем – увидим.
– Мы уже говорили на страницах газеты о капитальном ремонте домов, в том числе и о депутатском контроле. У вас есть что добавить?
– Нет. Кроме того, что мы попали в программу благодаря личной инициативе и настойчивости главы М.Н. Чухарева и его команды. Сейчас некоторые обижаются: а почему именно эти дома ремонтируют? Они забыли, как категорично отказывались от создания ТСЖ. Будем продолжать работать над этой программой.
– Вопрос об инвестиционной надбавке для строительства теплотрассы по ул. Вокзальной. Как там обстоят дела?
– Да, утверждена инвестиционная программа. Она не забыта, общая ее доля – 12,5 млн. руб., причем на период августа было всего 4,8 млн. руб., то есть одна третья часть. Однако Дума проявила настойчивость, заслушивали администрацию не раз. Начали строить, уже готов участок по ул. Куйбышева. Закуплены трубы, теплотрассу «Азурит» должен успеть сделать. То есть программа работает, но уж очень медленно! Нас такое положение абсолютно не устраивает.
– Известно, что в МУП «ОТП» перерасход по зарплате составил 10 млн. рублей. Причем зарплата постоянно меняющихся руководителей постоянно повышается. Почему Дума безмолвствует?
– Дума не безмолвствует. В тарифы на тепло у работников «ОТП» заложена зарплата около 6 тыс. руб. Фактически средний заработок составил 14 тыс. руб., что позволяет удержать кадры, особенно рабочих профессий.
А у руководителей зарплата, по нашему мнению, действительно завышена. И Дума настаивает перед руководством администрации на ее оптимизации.
– Как-то на заседании Думы прозвучало, что за прошлый отопительный сезон получился двойной «пережог» угля. Не многовато ли? Хоть и контроль депутатский был…
– Но вы вспомните, какая была зима суровая. И есть расчеты экономистов. Буквально вчера я отвез их в министерство ЖКХ области на предмет возмещения перерасхода по данной статье. Там всё проверят, и станет ясно, оправданы они или нет.
– Уже набивший оскомину вопрос о городской площади и ее благоустройстве. 300 тысяч выделялось, говорят, и что сделано?
– Деньги выделены не на благоустройство, а на содержание площади и прилегающего парка – это разные вещи. Проект по обустройству площади есть, а денег больше пока нет.
– А дороги будут ремонтироваться?
– Будут. Я благодарен депутатам облдумы за понимание. Дело в том, что не все дороги зарегистрированы. У нас был 71 километр, стало 92. Документы готовы, а их не берут! Ездили на защиту вместе с главой города и начальником финуправления. Поняли нас, и добавили 6 млн. рублей. Затем еще 3,9 млн. Это очень хорошо, было 10 млн., сейчас 19,6 млн. на дороги.
– Иван Степанович, можно щекотливый вопрос задать: говорят, при дефиците горбюджета думцам повысили зарплату. Это правда?
– Нет. Это неправда. В 2009 году во время кризиса Дума наоборот снизила свой фонд зарплаты. Общие расходы на содержание Думы в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 194 тыс. руб. Мы не снизили зарплату только водителю и бухгалтеру, у них и так небольшие ставки.
Разговор шел долго. К сожалению, в публикации обо всем не скажешь. Но мы надеемся, что наш разговор с председателем Камышловской городской Думы не последний. До следующих встреч.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»