В 1913 году исполнилось 400 лет со времени появления первого в печати сообщения о картофеле и 300 лет со времени введения этого овоща в культуру. Употребление же в пищу картофеля насчитывает времени значительно меньше.
«Ни один пищевой продукт не вводился с таким трудом, как картофель, и только угрозы власти, хитрость администрации да стихийные бедствия заставляли пользоваться им. Можно сказать, картофель спасал Европу от голодной смерти. Родом этот овощ из Америки, а именно из Чили. По преданию, его обнаружил Колумб. В Европу он завезён на 75 лет позже англичанином Дрейком. При королеве Анне в Англии картофель как кушанье был достоянием богачей-гурманов и стоил один фунт (три рубля). Однако в ХVIII столетии ели его там неохотно, «ввиду ядовитости».
В Германии картофель известен с 1648 года. Фридрих Великий в 1745 году раздавал картофель народу, убеждая сажать, но люди возражали: «Даже собаки не едят эту дрянь, неужели мы хуже их?» Только страшный голод 1770-72 гг. окончательно укрепил его славу».
Это отрывок из статьи в журнале «Приходское чтение» за 1914 год. А как появился картофель в нашем уезде? Об этом хорошо написала в 1975 году Клавдия Михайловна Новожилова в стихотворении «Картофельный бунт». Вот несколько отрывков из него.
Был поздним вечер, вдоль реки
Обуховские мужики,
Закамышловки, Казаковой,
Взволнованные вестью новой,
Шли с твёрдой думой пополам:
«Пусть не указывает нам
Хоть губернатор. Наше поле.
Что сеять – знаем. Наша воля».
Тревожный день прошёл у них,
Но твёрд в решеньях Боровских,
И не отступится нимало
Обуховский мужик бывалый.
Картофель сеять он не будет,
Не, мужики, всех не принудят! (…)
И мужики все – наотрез! –
«Ещё нас не попутал бес,
Чтобы поверить в это чудо
Заморское. Знай, будет худо.
Мужик, не жди добра от бар,
Про это знает млад и стар.
Не будем отбирать землицу
От нашей матушки-пшеницы.
А губернатор, коль умеет,
Так пусть картошку сам и сеет».
Так и решили мужики:
«Пусть высылает хоть полки». (…)
Да, наказали мужиков…
В тот век нагаек и оков
Закон неумолим и строг:
Плетьми пороли и – в острог. (…)
…С досадой бабам поневоле
Пришлось сажать картофель в поле.
Но есть они их не могли,
Те клубни чуждой им земли.
В стихотворении упоминается Григорий Боровских. Действительно, был такой человек. В Пермской летописи Шишонко этот Григорий Боровских описан как активный участник протеста против посадки картофеля. А что пороли камышловских крестьян за отказ сажать неизвестный им овощ – картофель, свидетельствует следующий документ, хранящийся в Государственном архиве Свердловский области:
«1844 г., января 29, рапорт командира линейного оренбургского батальона командиру бригады об отправке в Камышлов воинской команды для наказания крестьян, осуждённых судом за участие в волнении 1842 г.: Вследствие предписания от 26 января за № 88 первая рота вверенного мне батальона в составе двух офицеров, 13 унтер-офицеров, трёх барабанщиков, 180 рядовых, одного нестроевого и двух казённых денщиков под командою капитана Холкина прибыла сего числа в Камышлов для исполнения экзекуции над крестьянами тамошнего уезда, осуждёнными военным судом за оказанное ими в 1842 году неповиновение и бунт против начальства. О чём донести честь имею. К этому присовокупляю, что о том донесено мною господину военному министру сего ж числа за № 127».
Так что не просто пороли камышловских крестьян, а пороли под барабанный бой, чтобы заглушить душераздирающие крики наказуемых…
Игорь БАЛЫБЕРДИН
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Почему, в те стародавнее времена, не бананы привезли