В мае 2010 года в Камышловском городском музее отмечался юбилей. В связи с этим камышловцы несли сюда различные подарки. Одним из дарителей стал Виктор Иванович Буньков – житель нашего города, работает он в пожарной части, а в свободное время занимается краеведением.
Елена ФЛЯГИНА.
Не лишним будет напомнить, что Виктор Иванович написал глубокую, содержательную работу по истории ипподрома, пожарного дела, об узкоколейке, о военных формированиях, базировавшихся в городе, и т.д. На сей раз любитель-краевед разыскал в Интернете цветные снимки фотографа С.М. Прокудина-Горского, который в 1910-11 году по заданию императора Николая II побывал на Урале с целью заснять всевозможные стороны жизни этого края.
Нам, камышловцам, отрадно видеть цветные фотографии нашего уезда, запечатлевшие и любимую Пышму, и просторы полей, и сценки крестьянской жизни. Около тридцати снимков были представлены на стенде музея. Глядя на эти пейзажи, невозможно не удивиться. Ведь это начало XX века, а какие качественные, какие естественные цвета.
Просветитель
Сергея Михайловича Прокудина-Горского называют пионером русской цветной фотографии. Родился он 31 августа 1863 года в Покровском уезде Владимирской губернии. Учился на естественном факультете Петербургского технологического института, посещал лекции Д.И. Менделеева. С основами фотографии познакомился в Германии.
В 1903 году в Санкт-Петербурге открыл фотомеханическую мастерскую. Прославился цветной съемкой на стеклянные пластины (диапозитивы), с которых «фотомеханическим способом в типографии печатал цветные оттиски с трех различных клише на один лист тремя красками. Из сочетания синей, красной, желтой красок, положенных на соответствующее клише, получались все оттенки цветов и даже серый» – так объясняет этот процесс Российский гуманитарный энциклопедический словарь, помещенный в Интернете.
Вообще, нужно сказать, что в Интернете об этом замечательном человеке сведений достаточно. Ими мы и воспользуемся, чтобы познакомить наших читателей с фотохудожником С.М. Прокудиным-Горским.
На мой взгляд, его смело можно назвать просветителем. Он был жадным до знаний, неутомимым исследователем, путешественником. Да вот опять обратимся к материалам, взятым из всемирной сети. Сергей Михайлович представлен там так: «Российский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технологического обществ. Внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». 1904-1916 годы были для этого человека годами интенсивного труда и путешествий.
Путешественник
Так, в 1904 году он отправляется в Закавказье. В апреле снимает на цветные фотопейзажи Дагестан, а в мае он уже в Финляндии, затем небольшой перерыв и снова отправляется туда, но уже осенью. В апреле-сентябре 1905 года им совершена первая большая поездка по России. Результат – 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма, Украины (38 видов Киева). Все эти фотографии он планировал издать в виде фотооткрыток. Однако из-за политических событий в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут, и свет увидели лишь 90 цветных открыток.
В декабре 1906 года Прокудин-Горский отправляется в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. Правда, здесь его постигла неудача. Съемки не удались, не получилось запечатлеть это явление природы из-за облачности. В мае 1908 года фотограф побывал в Ясной Поляне, где сделал более пятнадцати цветных снимков. Причем в своих воспоминаниях Сергей Михайлович писал, что «Л.Н. Толстой живо интересовался новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Известны и два портрета Федора Шаляпина в сценических костюмах. А в 1908 году Прокудин-Горский делал фотографии некоторых экспонатов Эрмитажа, позднее его снимки древних ваз были использованы при реставрации их утраченного цвета.
Труженик
Именно в эти годы Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю, модернизацию. В мае 1909 года он получает аудиенцию у императора Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях министерство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, а специально для прохождения по реке Чусовой выдана моторная лодка. Для съемок Урала, Уральского хребта в Екатеринбург Прокудину-Горскому выслали автомобиль «Форд».
«Работа моя, – вспоминал Прокудин-Горский, – была обставлена очень хорошо, но с другой стороны, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером их надо было проявить в лаборатории вагона. Иногда работа эта затягивалась до поздней ночи, особенно, если погода была неблагоприятна, и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении, прежде чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов делались копии и вносились в альбомы».
Судя по сведениям, имеющимся в Интернете, Прокудин-Горский делал снимки Екатеринбурга и близлежащих территорий в 1910-1911 годах, а вообще Сибирь и Урал он объезжал не раз. Можно предполагать, что он бывал и в наших местах.
Кстати, во время первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, а также занимался обучением экипажей самолетов аэрофотосъемке.
Скиталец
Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был учрежден уже после отъезда его за границу (декретом от 9 сентября 1918 года).
Почему он уехал? Да потому, что прежняя активная поддержка царя становится отягчающей уликой, а сам Прокудин-Горский превращается во врага народа. Он буквально бежит из Петрограда, бросая свое оборудование. Часть коллекции слайдов удается все-таки вывезти, а часть затерялась где-то в России, в том числе и снимки царской семьи. А у Прокудина-Горского остается лишь фото царевича Алексея.
Русский эмигрант вынужден скитаться по свету. Норвегия, Англия, в 1922 году в Ницце фотограф работает вместе с братьями Люмьер. В 1923 году чудом посчастливилось переправить из СССР часть коллекции Прокудина-Горского. До середины 30-х годов Сергей Михайлович занимался просветительской деятельностью во Франции.
Скончался в 1944 году в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от фашистов. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
© Редакция газеты «Камышловские известия»