Созданы ли условия для социализации инвалидов в нашем городе?
Ирина ВЕРЗИЛИНА
С 2012 года, когда в стране начала работать программа «Доступная среда», многое изменилось в жизни семей, где есть ребёнок-инвалид. Стали создаваться условия для безбарьерного вхождения во все сферы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, общество демонстрирует толерантное отношение к детям и их родителям. Хотя, надо признать, процесс этот тернист. Свидетельство тому – письмо, поступившее в редакцию.
Исповедь мамы
«У вашей дочки – ДЦП!» – этот диагноз прозвучал как приговор. Малышке его поставили в семь месяцев. Да, изначально у дочки были проблемы со здоровьем, но всё же мы надеялись, что нас это не коснется… – такими словами началось письмо от Анны. – За время лечения, мытарств по больницам могу поблагодарить лишь двух людей, направивших меня на правильный путь. Заведующую реанимационным отделением, которая мягко сказала: «То, что с вами произошло – 50 на 50, или здоровый ребёнок, или инвалид. И необходимо для начала обследоваться».
С рождения у дочки были проблемы с шеей. В два месяца ей сделали УЗИ шейного отдела, результат ничего не показал. Знать бы тогда, что необходимо обратиться ещё к другим специалистам! О мануальном терапевте А.И. Власове и его клинике «Валеотон» мы узнали через полгода. Доктор поправил Тане шею (был смещён позвонок) и вдохнул в неё жизнь! Она до этого была как спящая красавица, а тут словно пробудилась ото сна. Доктор сказал: если бы раньше, в два-три месяца пришли, то процесс восстановления пошёл бы быстрее. Александру Ивановичу тоже говорю спасибо. Я не хочу обидеть медработников и специалистов социальной службы, но среди них мало внимательных. Все больше говорят нам об ответственности.
Большую часть информации мамы особенных деток узнают по «сарафонному радио», на просторах Интернета, в больницах, где лежат с детьми. О кабинете ЛФК я узнала только недавно… Сейчас мы сами всё делаем, но в первые полгода жизни ребёнка нам крайне была необходима такая помощь.
Каждый год изменяются показатели инвалидности. Лишь пройдя МСЭ (медико-социальную экспертизу), узнала, опять же «по сарафанному радио», что могу рассчитывать на 50% возврата суммы по страховке машины. А для этого необходимо заново проходить комиссию!
Наши дети могут получать лечение в санаториях «Талисман», «Луч» бесплатно, если предоставлена справка от соцслужбы (которая находится по ул. Свердлова, 69 «а»). Об этом я узнала от мамочек, а где взять справку, – побегав сначала по всем этажам (на Гагарина, 1) и постучав в каждую дверь.
Про социальное такси мне тоже рассказали мамочки. Они с детишками на нём бесплатно ездят в областные больницы и центры.
Почему специалисты учреждений, работающие с семьями, не информируют об этом? И где та организация, куда должна стекаться вся полезная для нас информация?
Проблема маленьких городов в том, что ничего не приспособлено к потребностям деток с ДЦП. Нет групп в садике (пусть была бы одна для всех возрастов). Нет бассейна для них. Или место (пансионат или детсад с бассейном), где в определённый день они могли бы заниматься. Понимаю, что организовать в нашем городе реабилитационный центр для деток с ДЦП накладно, но приглашать в Камышлов областных специалистов – вполне реально.
Обучить, оздоровить малыша с особыми потребностями – да, это затратно, но мы не одни такие. Нас много, и каждому необходима помощь».
Садик для всех
В своем письме Анна подняла несколько проблем, но в телефонном разговоре призналась: хочется, чтобы ребёнок ходил в садик. Такое право у семьи есть, причём реализовываться может в нескольких вариантах. В современной концепции образования нет понятия «необучаемый ребёнок». Для детей с ограниченными возможностями здоровья просто идеально подходит инклюзивное дошкольное образование – совместное обучение в садике здоровых детей и с особыми потребностями. Оно реализуется в двух формах. При дошкольных учреждениях организуются специальные группы – вариант, предложенный Анной. Тогда малыши вовлекаются в жизнь садика, участвуют во всех мероприятиях. Другая форма – это непосредственное включение детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми ребятами. Есть одно но! При выборе формы образования нужно не только полагаться на родительские желания, но и рекомендации разных специалистов.
Созданы ли в нашем городе для детей с ДЦП условия для получения дошкольного образования? Об этом мы спросили директора Центра обеспечения деятельности городской системы образования Л.А. Колупаеву.
– Лидия Анатольевна, с чего следует начинать родителям, желающим, чтобы их ребёнок получал дошкольное образование?
– Прежде всего, подать заявление. Родители могут обратиться в Многофункциональный центр и встать в льготную очередь. За каждым садиком закреплён свой микрорайон. Если в индивидуальной карте реабилитации ребёнка будет рекомендовано, например, посещение бассейна, то, при наличии мест малыш может посещать другое дошкольное учреждение. В Камышловском городском округе доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет обеспечена на 100%.
– Практикуется ли обучение на дому?
– Только по рекомендациям комиссии соответствующего профиля. В этом случае к ребёнку приходят воспитатель, музыкальный руководитель, логопед и проводят занятия. К сожалению, не все родители хотят, чтобы к ним приходили домой. Причины разные, в основном социальные.
– В садиках организуют группы, в которых только особенные дети?
– Нет, таких групп в наших детсадах нет. Образование и воспитание детей-инвалидов в детских садах организовано совместно с другими воспитанниками в группе общеразвивающей направленности. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
– В каком режиме может посещать садик ребёнок с ДЦП?
– Здесь несколько вариантов. Могут приходить непосредственно с мамой. Ребёнку с ДЦП трудно весь день находиться в детском коллективе, хотя он имеет право на полный день, но время пребывания его в детском саду определяется родителями (законными представителями) и образовательным учреждением, исходя из возможностей здоровья ребенка. Ребёнок будет полноправным членом коллектива, сможет участвовать во всех мероприятиях.
– Спасибо, Лидия Анатольевна, за разъяснения.
Кстати
Всего в городских садиках 1685 детей, из них 105 имеют ограниченные возможности здоровья. У 83-х дошкольников есть речевые нарушения, 11 человек, помимо основного заболевания, имеют и сопутствующие. У троих детей – ДЦП.
Фото: Соня Шапоша в октябре прошлого года поступила в подготовительную группу детсада № 14. Вместе с мамой (у девочки ДЦП) посещает все занятия и праздники. Как отмечает воспитатель Надежда Георгиевна Шульга, София – общительный и развитый ребёнок. Любит играть в куклы, шашки и конструировать из ЛЕГО. Ей нравятся математика, грамота и занятия по окружающему миру. Никто так заразительно не «болеет» на спортивных мероприятиях за своих, как Соня.
© Редакция газеты «Камышловские известия»