Дальние страны
Что мне было известно об Индии? Что открыл её Васко да Гама в 1498 году, и 450 лет эта земля принадлежала португальской короне. Что индусы поклоняются такому количеству богов – в календаре едва хватает на всех дней, а самые почитаемые из них Вишну, Шива и Брахма. Что вкус индийских спе-ций и чая знают во всём мире. Как нигде в мире, здесь развит кинематограф, выпускающий до 400 фильмов в год. Там самые высокие на земном шаре горы Гималаи…
«Край света»
Увы, на Гималаи мы не попали – это на севере страны, а наш путь лежал в самую южную точку Индостанского полуострова, в штат Керала, уникальное место, где встречаются воды Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря. Индийцы называют этот мыс «край света» и при любой возможности приезжают сюда семьями, классами, группами и в одиночку.
Вместе со всеми вливаемся в людской поток, чтобы попасть на катер, без устали снующий до кромки мыса и обратно. Волны довольно ощутимы, катер мотает как щепку. Волнуется океан… Или так принято встречать гостей? И вдруг вспомнился «край земли» другого континента – Европы, где на берегу Атлантики стоит Португалия – родина Васко да Гамы. Первооткрыватель морского пути не раз причаливал к индийским берегам. Индусы его не забыли. В штате Гоа ему поставлен памятник, здесь покоится его прах.
Храм-«лотос»
Спросили: хотим ли мы посмотреть один из самых величественных храмов Индии? Но далеко, шесть часов езды в один конец, и в другом штате. Расстояние не испугало, да и пейзаж за окном вознаградил впечатлениями. На глазах пышная тропическая растительность сменялась изумрудными рисовыми полями с согбенными женскими фигурами, плантациями сахарного тростника, джута, проса, стадами буйволов, реками, где рыбаки ловили неводом рыбу. То и дело обгоняли нас на шоссе битком набитые пассажирами автобусы без окон и дверей.
Но вот всё чаще на дорожных знаках замелькал цветок лотоса. Скоро Мадурай – старейший, с 2500-летней историей город, спланированный в форме лепестков лотоса. А сердце его – верх достижений индийской архитектуры – храм в честь богини Минакши, благодаря которому Мадурай получил мировую известность. По сути, это и не храм вовсе, а город внутри города.
Входим (обязательно босиком) через гопуру (это такая привратная башня перед храмом). Минуем озеро для ритуальных омовений и где рассыпают пепел умерших, цепь запутанных лабиринтов, дорожек, залов с металлическими столбами, издающими музыкальные звуки. Идём от святилища к святилищу. В воздухе аромат благовоний и лепестков цветов, осыпающих пантеон несметного количества богов. Божества на алтаре, на стенах, на потолке, многорукие, многоголовые, танцующие и в «позе лотоса», таинственные и непонятные нам. Один из самых почитаемых – Ганеша, человек с головой слона.
Но вот в зале появляется шумное красочное шествие полуобнажённых мужчин – служителей храма. Ежевечерняя церемония с благовониями, огнями, опахалами, под музыку тамбуринов, песнопения в честь богов особенно привлекает посетителей-иностранцев. Индийская экзотика! Надышавшись благовоний, немного очумевшие от шума и впечатлений, выходим на улицу. Но город-храм не выпускает из своих объятий! Практически за каждым углом находятся ещё один-два храма поменьше, но тоже притягивающие к себе великолепной традиционной для индусов архитектурой. Нет, городу-лотосу никогда не грозит увядание!
Улица мастеров
На другой день велорикши на своих «тук-туках» повезли нас на улицу мастеров, где в очень скромных жилищах живут и зарабатывают на миску риса простые индийцы. Хотя касты в индийском обществе отменены, но неофициально они существуют. Самая распространённая из них – ремесленники и торговцы, и никогда эти люди не смогут вырваться из своего круга, подняться на ступень выше. Дети ремесленников могут только повторить путь своих родителей.
Обыденность выглядит довольно уныло. В первой мастерской, сидя на земляном полу, на примитивных приспособлениях женщины прядут пряжу. В прачечной стирали вручную, неистово колошматя бельё о камни. Гладят угольными утюгами, которые у нас давно стоят на музейных полках. В другой мастерской пожилой индус из куска железа мастерил кувшины для воды.
Открыв дверь рядом, мы очутились в небольшом литейном цехе. Так вот где отливают маленькие и большие фигурки божков, заполонивших все сувенирные лавки! Тут и невозмутимый Будда, и танцующий Шива, и Кришна с Вишну и другие поделки религиозного толка.
Золотые холмы
Едем на Золотые холмы, они же Кардамоновы горы. Молодые листочки чайных кустов и впрямь будто золотятся на солнце. С разрешения сборщиков рвём (не зря же не без труда карабкались по склону!) листья, что на самой верхушке куста. Пробуем жевать, вкус слегка вяжущий, с приятной терпкой кислинкой. Именно высокогорный чай самый вкусный и полезный, утверждают гурманы. Сейчас чайные плантации только на юге занимают 400 тысяч гектаров и в основном в горах, на высоте 1700 метров. Под чай без всякого сожаления вырубаются заросли джунглей.
Национальный напиток в нарядных упаковках – лучший сувенир из Индии, на любой вкус и цвет. Узнали и попробовали (!) лучшие сорта индийских чаёв: Дарджилинг, Ассам, Нилгири, но сами индусы предпочитают утолить жажду чаем – масала с острыми специями: корицей, кардамоном, имбирём. И обязательно с молоком.
В национальном ботаническом заповеднике, на высоте 800 метров продолжилось наше знакомство с богатой тропической флорой. Никогда бы не подумала, что чёрный перец горошком, как и пряность ваниль, растёт лианой, обвивающей стволы деревьев. Впервые увидела в природе, как растёт кардамон – специя, знакомая нам, россиянам, только в молотом виде. Удивительны хлебное дерево с плодами в 10 килограммов, какао-бобы, свисающие с ветвей, кофейное дерево, чудесные цветы под пологом девственного леса.
Ниже на склонах – плантации каучуконосов с характерными надрезами на стволах, из которых сочится густой белый сок. Местные жители собирают его в ёмкости, заливают в формы, а загустевшие пластины, как бельё, сушат на солнце. Запах при этом такой, будто на верёвке подвешена вяленая рыба, а не каучук.
Спускаемся ещё ниже, у подножия гор растянулись бамбуковые, кокосовые и банановые рощи, поля овощей и злаков, то есть всё то, что кормит и даёт надежду на будущее.
Не унывают!
Однако в Индии хорошо помнят, как в 60-е годы прошлого века из-за неурожая страну охватил голод. Модернизация сельского хозяйства принесла успех, но и сейчас две трети населения, занятых в поле, практически живёт на один доллар в день. Даже в штате Керала, где мы жили, одном из самых благополучных (бесплатные медицина и образование, относительная чистота улиц, низкая рождаемость, а значит, меньше перенаселённость) люди живут в тяжёлых условиях. Во многих деревнях нет электричества, водопровода, не дома, а трущобы.
Но, несмотря на лишения, индийцы не унывают. Они доброжелательны, улыбчивы, принимают жизнь такой, какая она есть, считают, что повседневная круговерть – не повод выходить из равновесия.
Поднять настроение, позабыть о повседневности, ощутить усладу чувств можно, если попадёшь на пышный индийский праздник в честь любимого божества. Или это фильм о прекрасных золушках и благородных рыцарях. Или шумный многоликий рынок, где прилавки ломятся от товаров, высятся горы восточных специй и фруктов. Не счесть экзотических цветов и гирлянд из них, ароматом которых насыщен горячий воздух. Здесь и там, зазывая покупателей, суетятся торговцы – мужчины в длинных и коротких запахивающихся юбках-лунге. Считается, что бесшовная одежда у индусов открывает карму.
Но самый яркий элемент рыночного пейзажа (и везде, где мы были) – это женщины в нарядных разноцветных шёлковых сари. Ни одну не видели в европейском платье. Всегда в сари, испокон веков каждое утро индианки привычно наматывают на себя 6-12 метров ткани. Однако за последние годы в свою традиционную одежду они всё-таки внесли новшество – карманчик для сотового телефона. XXI век!
Татьяна ИВАНОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»