Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Лесная охрана. Наземная и авиационная
16 сентября 2019, 12:00

Лесная охрана. Наземная и авиационная



День работников леса.   

Мы живём в очень красивом краю, даже если не всегда это помним и замечаем. И прежде всего потому, что вокруг – буквально рукой подать – наше зелёное богатство, наши леса. Если не брать в расчёт лесовозы, ежедневно вывозящие это богатство из нашего дивного края, и не думать, сколько деревьев сгорает за зиму в печах и котлах и через сколько лет они естественно восстановятся, нам есть чем гордиться.

С детства слышим: лес надо беречь, это наш друг, это лёгкие планеты и прочие метафоры. Старожилы говорят, что раньше так и было: леса охраняли, чистили, ухаживали за ними. И они же переживают: сегодня лес безжалостно вырубают, остаются одни пеньки, участившиеся ураганные ветры – тоже результат вырубки лесов, так как исчезает естественный барьер, обеспечивающий равномерную циркуляцию воздуха; подобных жалоб приходится выслушивать немало. И вполне закономерных.

Понемногу обо всём этом мы говорили с общительным коллективом Камышловского (наземного) участка «Уральской базы авиационной охраны лесов». Начало дня. Рабочие с раннего утра собрались все вместе у гаража, прежде чем разъехаться по лесам, для того чтобы мы сделали фото.

Под ведомством Камышловского участка авиалесоохраны 178 тысяч гектаров леса нашего и Пышминского районов. Это очень и очень немало, особенно если учесть, что в постоянном штате всего 13 человек. Летом их чуть больше: на сезон дополнительно набирают лесоводов. Механики, трактористы, водители, мастера леса, лесоводы – все они выполняют одну большую работу: защищают и стараются сохранить наш лес.

«Уральская база авиационной охраны лесов» – единственное специализированное учреждение в Свердловской области по тушению лесных пожаров. «Авиа» – потому что патрулирование лесов, обнаружение и тушение пожаров производится наземными, авиационными и космическими силами и средствами, объясняет зам. начальника участка А.А. Уланов. К очагам возгорания, кроме того, на парашютах выбрасывается воздушный десант.

Однако Камышловский участок – наземный, поэтому из всей техники – УАЗик, пара тракторов и небольшая пожарная машина, достаточно маневренная, чтобы проезжать по лесному бездорожью.

Кроме тушения, в зоне ответственности авиалесоохраны – предотвращение возникновения пожаров: опахивание минеральных полос (это полосы, у которых нет надпочвенного покрова и на поверхности открытый грунт, который не будет гореть и может остановить распространение низового пожара), чистка леса (уборка нежелательной растительности), рубки ухода, посадка хвойных и уход за ними – то есть все основные лесохозяйственные работы. В этом году, например, ёлками и соснами засадили 50 гектаров. Это тысячи молодых саженцев. Большинство из них наверняка приживётся и благополучно перезимует, чтобы через несколько лет выросли новые лесополосы, которые мы привыкли называть «посадками».

– Почему выбрали такую профессию – защищать лес? – спрашиваю.

В ответ, конечно, сыплются шутки, но в каждой, безусловно, зерно истины: если человек остаётся годами верен не самой высокооплачиваемой работе, это, наверное, призвание. И энтузиазм, безусловно. И – ответственность. В этом году, например, только за май и июнь в лесах двух районов потушили 12 пожаров, ущерб от них – без малого 150 тысяч рублей. И почти все обнаружены благодаря бдительности населения. Впрочем, и причина их почти 100% – человеческий фактор: нарушение гражданами правил безопасности в лесах. Для сравнения: в 2018 году за пять месяцев было восемь пожаров.

Читайте также:  Леса – это наша краса!

Поэтому объём работы у лесной охраны не уменьшится, пожалуй, никогда. О пожарах разговариваем с самым опытным работником, механиком М.А. Григорьевым. Начинал он в 1984 году, был егерем-лесником и всю жизнь работает в лесу.

– В основном сейчас люди сразу сообщают, когда замечают огонь или дым, мы приезжаем и ликвидируем, – рассказывает Михаил Алексеевич. – Чаще всего горит после пяти часов вечера. Трудно ли? Работа есть работа. Разные случаи бывают. Катайское болото уже года 3-4 «молчит», пока не горит. В прошлые годы если со стороны Курганской области огонь туда заходил, по неделе горело. В само болото не проедешь, поэтому отсекаем огонь от Куваевой, чтобы населённый пункт не задело.

Спрашиваю, какие пожары случаются в наших лесах.

– Самое страшное – когда верховой пожар или горят торфяники. Если верховой пойдёт, сосны вспыхивают, как спички. В нашем бору такой большой пожар был в 1996 году. Когда торфяники горят – это тоже страшное дело. Это подземные пожары, но бывает, выходят на поверхность. Потому что туда, где горит, машину близко не подгонишь, может провалиться, и тогда техника выгорает. Если торфяник неглубокий, огонь до песка или воды доходит и останавливается. А если глубокий, может всю зиму тлеть, а весной снова выйти. Когда торф выгорает, остаются воронки. Тушить бесполезно, экскаватором до воды докапываем, чтобы дальше не пошёл. В прошлые годы однажды 28 мая торфяник загорелся на Фадюшинской поскотине и горел, пока снег не выпал. Затушим – опять начинается через некоторое время. Отчего торф горит? Разные есть причины. Люди, например, костёр жгли, вроде сверху залили, увидели, что не горит – и ушли. А огонь вглубь может уйти, тлеет, неважно, сырой или нет, торф сам по себе температуру создаёт. Поэтому торфяные и верховые пожары – самые страшные. Сейчас вот Сибирь горит. Там верховой огонь идёт. Когда в 2010-м сгорел посёлок Вижай в Свердловской области, тоже в основном верховой был. Из нашего района туда ездили помогать лесники. Но справиться с таким огнём очень трудно.

…Когда на лесных опушках и обочинах мы видим плакаты с призывами беречь лес, есть повод задуматься. От одного попавшего на сухую траву окурка могут реально сгореть гектары. А горящий лес – это страшно, даже когда видишь его на экране. Специалисты лесной охраны, конечно, стараются, но помнить об опасности и помогать им должен каждый.

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Коллектив сотрудников Камышловского участка «Уральской базы авиационной охраны лесов»: зам. начальника участка А.А. Уланов, водитель И.В. Пульников, механик М.А. Григорьев, тракторист А.В. Клементьев, лесовод И.А. Крапивин, мастер леса А.Н. Земеров, лесовод Е.Ю. Русин, лесовод Ю.А. Никитин, водитель С.А. Давыдюк, водитель В.И. Горбунов, тракторист В.Г. Пульников.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.