Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Летающие «танки»
08 мая 2017, 18:00

Летающие «танки»



…Он садился на брюхо, но не ползал на нём,
Он уснул – не проснулся, он запел – не допел,
Так что я вот вернулся, ну а он не сумел.

Владимир Высоцкий

Поиск лётчика, младшего лейтенанта Евгения Андриановича Пуртова привёл в Тверь. В этом городе живут его родственники. В местной газете в 2012 году были напечатаны воспоминания его сына Владимира Евгеньевича Пуртова:

«Мой отец, Евгений Андрианович Пуртов, родился 7 ноября 1917 года в большой трудовой семье на Урале в Камышлове Свердловской области. Детей в семье Пуртовых было семеро. Старший Пётр окончил Киевское лётное училище и в 1936 году, выполняя интернациональный долг в Испании, героически погиб в воздушном бою под Мадридом.

Мой отец Евгений, по примеру старшего брата, окончил Киевское лётное училище и в начале Великой Отечественной воевал в составе 243-го штурмового авиаполка. 22 мая 1942 года, когда полк вёл бои на Харьковском направлении, отец не вернулся с боевого задания.

Папу я помню плохо. Последний раз видел его в мае 1941 года, мне тогда было четыре года. В это время я жил у бабушки в Камышлове. Мама работала на оборонном заводе, где вязали маскировочные сети. Ей иногда приходилось брать меня с собой на работу. Я постоянно крутился у бобин с нитками. Запомнился случай, когда за помощь в разматывании ниток мне дали кусок хлеба с кусочком селёдки. Я был очень горд этой оплатой моего маленького труда!».

Хроника войны

С началом Великой Отечественной войны командир звена 243-го штурмового авиаполка младший лейтенант Е.А. Пуртов воевал на Северо-Западном фронте, летал на штурмовике ИЛ-2 (без воздушного стрелка).

Приказом по войскам Северо-Западного фронта № 918 от 27 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество был награждён орденом Красного Знамени.

Из представления командира 243-го штурмового авиаполка к награждению: «За короткий срок тов. Пуртов освоил новую для него материальную часть ИЛ-2 без провозных полётов. Работая командиром звена, правильно воспитывает лётчиков по уничтожению озверелого фашизма. Звено тов. Пуртова является примерным в нашей части.

С 20 августа по 15 сентября 1941 г. тов. Пуртов имеет 13 успешных штурмовых атак по противнику. 22 августа 1941 г. в районе Новгорода, будучи ведущим в звене, уничтожил автоколонну противника, состоящую из 20-30-и автомашин, уничтожил 6-8 точек зенитной артиллерии и солдатского состава до 70-100 человек. 23 августа в районе Новгорода действовал в составе звена, уничтожил до 40-50-и машин и живой силы противника до 120-150-и человек.

25 августа 1941 года в районе пос. Селяха на переправе через реку Полатов Пуртов, будучи ведущим звена, полностью уничтожил переправу противника и до 60-80-и солдат и офицеров, 7-10-и автомашин с боеприпасами. При выполнении боевого задания самолёт Пуртова был сильно повреждён защитной артиллерией противника, однако тов. Пуртов посадил свой самолёт на нашей территории. Вернувшись на аэродром, он через двое суток приступил к дальнейшей боевой работе.

Отлично овладел техникой самолёта ИЛ-2 и вождением звена. Достоин представления к правительственной награде».

Читайте также:  Первый Камышловский банк

Западный фронт (на подступах к Москве)

12 октября 1941 года экипажи 143-го штурмового авиаполка 77-й смешанной авиадивизии в сложных метеоусловиях (облачность 10 баллов, дымка, туман, видимость 100-400 метров) выполнили 18 самолётовылетов на уничтожение мотомехвойск и переправы противника через реку Угра в районе Товарково и Плетнёво и на дорогах на Синявино, Боровск. В результате атак сожжено 10 автомашин с грузами и выведено из строя до 25-и бронемашин. Из боевого задания не вернулось три ИЛ-2. Сержант Лукьяненко совершил вынужденную посадку у деревни Ноздрёво.

14 октября звено ИЛ-2 старшего лейтенанта Азаренкова выполнило боевой вылет для нанесения бомбо-штурмового удара по войскам противника в районе Юхнов-Калуга. Над целью огнём зенитной артиллерии был подбит ИЛ-2 младшего лейтенанта Г.Я. Цыганкова. Сам Цыганков был ранен, однако сумел посадить штурмовик на лес и через пять суток выйти к своим.

В тот же день шестёрка ИЛ-2 из 243-го штурмового авиаполка атаковала немецкие мотомехчасти на участке Юхнов-Малоярославец и обозы в районе деревни Карманово.

В результате ударов было уничтожено до 15-и автомашин. Из боевого вылета не вернулись младший лейтенант Пуртов, лейтенант Галкин и сержант Лахурин (Пуртов пешком вернулся на свой аэродром).

Примечательно, что большинство боевых вылетов в октябре 1941 года советские штурмовики выполняли в крайне неблагоприятных погодных условиях.

Юго-Западный фронт

12 мая 1942 года войска Юго-Западного, нанеся два удара, один из района Волчанска, другой – из Барвенковского выступа, начали крайне рискованное (левый фланг фронта со стороны Краматорска не был обеспечен в должной мере ни силами, ни средствами) наступление на Харьков. За трое суток войска Юго-Западного фронта продвинулись на 25-50 м.

Наступление поддерживали 67 штурмовиков ИЛ-2, действовали в составе 431-го, 92-го, 243-го, 285-го и 619-го штурмового авиаполков ВВС армий и фронта, которые уничтожили танки и мотопехоту противника. Утром 17 мая 1942 года 11 немецких дивизий из армейской группы «Клейст», прорвав оборону 9-й и 57-й армий Южного фронта, начали стремительное продвижение во фланг левого крыла Юго-Западного фронта.

Уже через два дня обстановка на этом направлении стала катастрофической – ударная группировка немцев вышла в тыл войскам Юго-Западного фронта.

Ставка Верховного Главнокомандующего приказала прекратить наступление на Харьков и повернуть главные силы Барвенковской ударной группировки против армейской группы немцев «Гелейст». Было, однако, уже поздно.

Войска фронта с потерями небольшими группами прорвались через фронт противника и переправились на восточный берег Северного Донца. Из окружения вышли около 22-х тысяч человек. К середине июня 1942 года многие штурмовые авиаполки Юго-Западного фронта, в том числе 243-й, полностью были выбиты и отправлены в тыл на доукомплектование матчастью (самолётами) и личным составом.

В боях за Харьков в составе военно-воздушных сил 6-й армии Юго-Западного фронта 22 мая 1942 года не вернулся с боевого задания командир звена лётчик 243-го штурмового авиаполка, младший лейтенант Евгений Пуртов.

Проходят годы, но продолжают открываться всё новые и новые страницы Великой Отечественной войны. Не стирается память человеческая.

Виктор СУВОРОВ


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Николай:

    А мемориальная табличка,с дома где жил Пуртов,пропала.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.