Ср, 30 Сен. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
16 ноября 2012, 12:00

Мы не чужие, мы все – свои



Главная тема: толерантность

Главное – понимать и принимать друг друга такими, какие есть

Толерантность – термин, появившийся не вчера, но привлекающий к себе всё больше и больше внимания именно в последнее время. Своими корнями понятие уходит к латинскому языку, где имеется слово «tolerantia» – «терпимость». Однако сразу следует оговориться, что толерантность и терпимость – понятия хоть и смежные, но не идентичные. Терпимость носит оттенок пассивности и непротивления, тогда как под толерантностью понимаются активные позиция и поведение человека, являющиеся осознанными и добровольными.

На мировом уровне

о толерантности серьезно заговорили на генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, тогда же была принята Декларация принципов толерантности, которая определила, как же понимается этот термин в современном мире. Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными, а также в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов. Помимо этого, под толерантностью подразумевается готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Устав ООН, говоря о толерантности, определяет ее как проявление терпимости и жизнь вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. То есть толерантность – это не только действие человека или группы людей, но и условие успешной социализации.
Испокон веков человек идентифицировал себя через простейшую схему «я – это не он, так как он – другой». Иначе говоря, определял себя через сопоставление собственных ценностей с ценностями иных людей или групп. То же самое происходило и происходит с нациями, конфессиями (схема «свой – чужой»). Такой процесс осознания себя через непохожесть на других может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: это и ксенофобия, и антисемитизм, и национализм, дискриминация и нетерпимость… Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной и прочих видов нетерпимости. Этим активно пользуются различные экстремистские движения, которые разжигают вражду и ненависть, национальную рознь в обществе. О таких людях метко выразился Юлий Ким: «Они убивают нас за то, что мы живем».
Однако есть и такие люди, которые своей жизнью проповедовали толерантность, их имена у всех на устах. В их числе Альберт Эйнштейн, Д.С. Лихачев, Нильс Бор, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, А.Д. Сахаров и многие другие. Их деяния являют собой образцы толерантности и ненасилия как двигателей развития человеческой истории.

Читайте также:  Сколько нас, нерусских, у России…

Уроки толерантности

Итак, толерантность ныне – это своеобразная этическая доктрина, претендующая на центральное место в системе понятий современного общества, в том числе и российского. У нее много последователей, но есть и те, кто считает толерантность насильственным явлением, из которого ничего хорошего не выйдет. И действительно, ведь наше общество настолько разнообразно!
По данным Всероссийской переписи 2010 года, в России проживают более двухсот национальностей, и все они имеют свои личные религиозные, политические убеждения, свою культуру и традиции. Благополучно существовать в таком обществе возможно, только уважая друг друга и принимая образ жизни другого человека равноценным своему. На мой взгляд, толерантность подразумевает, помимо всяческих научных наслоений, прежде всего элементарное умение понимать и принимать друг друга, независимо от того, какой у тебя цвет кожи, и ходишь ли ты в мечеть или в синагогу.
Уважение и понимание необходимо вырабатывать с детских лет, так как прививать противоположные понятия взрослому человеку крайне трудно, а порой и просто невозможно. Например, в школах столицы практикуется преподавание уроков толерантности, а также проводятся экскурсии с национальным колоритом.
В Камышлове также шагают в ногу со временем и вырабатывают у школьников умение принимать и понимать друг друга. Об этом я узнала от Натальи Ивановны Грибовской, преподавателя старших классов школы
№ 1. На мой вопрос, существует ли между детьми разделение по национальному признаку, она ответила отрицательно: «У нас в школе я этого не замечала. Даже в кадетских классах, где много мальчиков, конфликтов не наблюдается. В прошлом учебном году у нас в школе была объявлена неделя толерантности. Мы проводили классные часы, посвященные данной теме, и дети реагировали совершенно адекватно, внимательно слушали. Суть наших с ними бесед была в том, что нужно быть добрым, уважать окружающих, а начинать нужно, прежде всего, с себя».
Невозможно с этим не согласиться.

Подготовила Юлия ГОСНИЦ.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: