Принято считать, что дорожник – исключительно мужская профессия. Грейдирование, укладка асфальта, перевозка щебня, песка и прочее требуют большой физической силы и выносливости. Однако есть в этой отрасли место и женщинам, чей труд так же непосредственно связан со строительством и ремонтом автомобильных дорог.
Недавно побывав в Сухоложском ДРСУ, мы познакомились с ведущим инженером лаборатории Н.А. Смоляковой. Её обязанность – контроль качества материалов, изделий и конструкций, применяемых в дорожном строительстве. В этой сфере Наталья Алексеевна работает уже 25 лет.
Родом она из Краснодара. В середине 1970-х, во времена интенсивного строительства Байкало-Амурской магистрали и освоения малонаселённых территорий, её семья переехала на север. Родители работали в бригаде, которая возводила насыпи для железной дороги в районе Нового Уренгоя.
После окончания восьмого класса средней школы Наталья уехала в Свердловск, где продолжила
обучение в техникуме общественного питания. Однако вскоре решила продолжить семейную стезю дорожников. В том же городе окончила техникум транспортного строительства, а затем Уральский государственный лесотехнический университет по профилю «Автомобильные дороги и аэродромы».
Получив образование, девушка трудилась по специальности на нескольких свердловских предприятиях. Одно из них в 1990-е занималось строительством объездной трассы «Обход города Камышлова». В то время Наталья познакомилась со своим мужем Алексеем, который работал на железной дороге. В 1998 году у них родился сын Максим. Сейчас мужчины занимаются строительством и ремонтом зданий и сооружений.
В 2006 году Н.А. Смоляковой предложили должность ведущего инженера лаборатории в Сухоложском ДРСУ, которую она занимает по сей день.
Производственный процесс здесь напоминает кухню, но очень сложную в технологическом плане. Прежде всего в лаборатории проверяют качество щебня, битума, песка и прочего сырья, поставляемого на Камышловский асфальтобетонный завод. Привозят его из Ревды, Асбеста, Первоуральска, Орска и других городов.
Изготавливают асфальтобетонные смеси по рецептам, которых насчитывается несколько десятков. Подбором составов занимаются специалисты центральной лаборатории «Свердловскавтодора» в Екатеринбурге. Самый распространённый – тип А – отличается повышенным содержанием щебня (50-60%). Именно такой асфальт использовали при укладке дорожного полотна в Камышлове в этом сезоне. Для ямочного ремонта применяют смесь типа Б, которая включает 40-50% щебня.
– В нашей стране внедряются новые национальные и межгосударственные стандарты, – говорит Н.А. Смолякова. – В этом году наше предприятие участвовало в проекте «Безопасные и качественные дороги», Камышловский завод выпустил щебёночно-мастичный асфальтобетон марки «ЩМА-11». Основные его компоненты – это щебень узких фракций, дроблёный песок, битум, минеральный порошок и стабилизирующая добавка. Такое покрытие имеет особую фактуру, так как содержит 60-75% щебня. ЩМА – более прочная и долговечная, но, соответственно, и более дорогая асфальтобетонная смесь. Одну из её марок мы использовали при ремонте дороги в Обуховском.
По словам Натальи Алексеевны, на Камышловском асфальтобетонном заводе в этом году установили новое цифровое оборудование. Теперь его операторы могут отслеживать весь процесс изготовления на мониторе компьютера.
Все выпускаемые заводом смеси проверяются в лаборатории на соответствие требованиям ГОСТа: отобранные пробы испытывают на зерновой состав, проверяют физико-механические показатели.
Эти же показатели специалисты отслеживают на объектах стройки и ремонта: замеряют толщину асфальта в рыхлом слое после прохода асфальтоукладчика и в плотном, вырезая пробы керноотборником. С их помощью проверяют, какой плотности покрытия необходимо добиться машинистам катков на дороге.
– Интервалы замеров также определяются нормативами, – продолжает Н.А. Смолякова. – В Камышлове в этом году мы делали три точки отбора на каждые 10000 квадратных метров покрытия. Пробы берём на расстоянии не менее одного метра от края покрытия. Это бывает опасно: некоторые водители совершенно игнорируют знак «дорожные работы», когда на трассе работают люди. Образовавшиеся отверстия бригада закладывает асфальтобетонной смесью или БЦМ (щебень с битумной эмульсией).
– С каким чувством вы ездите по асфальту, который произведён и уложен под вашим контролем? – спрашиваю я в конце нашей встречи.
– Я невольно продолжаю следить за его качеством, – с улыбкой отвечает собеседница. – Обращаю внимание на огрехи, которые со временем всё равно появляются. Контракты, которые выполняет наше предприятие, в большинстве своём предусматривают лишь замену верхнего слоя дорожного полотна. Основание при этом остаётся прежним. Если оно было отсыпано из слабых грунтов, то в процессе таяния и замерзания деформируется, на поверхности появляются трещины. В идеале чаще всего необходимо полное обновление дороги.
В этом году Сухоложское ДРСУ отремонтировало порядка пяти километров трассы в нашем городе. Сейчас сезон укладки асфальта завершён, но работа в лаборатории продолжается. Здесь испытывают и готовят к производству составы песчано-солевых смесей для посыпки дорог в предстоящий период гололёда.
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Ведущий инженер лаборатории Сухоложского ДРСУ Наталья Алексеевна Смолякова определяет температуру размягчения битума. Метод называется «Кольцо и шар».
© Редакция газеты «Камышловские известия»