Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Наши авиаторы
03 июня 2018, 14:00

Наши авиаторы



Осенью 1935 года в Камышлове была организована лётно-планерная станция. Организатором и начальником её был Леонид Кириллович Аникаев. Он был военным, в 30-е годы сражался с басмачами в Средней Азии. После чего приехал на Урал. В связи с болезнью был переведён в резерв. Тогда-то и обратился в Осоавиахим с просьбой поручить ему какое-нибудь дело. Доверили Л.К. Аникаеву готовить молодёжь к службе в армии. Камышлов он выбрал сам, так как здесь у него были родственники.

Павел Александрович Загудаев, в 1941-м добровольцем ушёл на фронт. Погиб при обороне Москвы в бою у деревни Крюково. О таких, как он, поётся в песне «У деревни Крюково погибает взвод…»
В первой группе курсантов-планеристов было 25-30 человек, в том числе 10 девушек. Теоретические занятия проходили в Доме обороны (двухэтажное здание на углу улиц Урицкого и К. Маркса). Занимались по вечерам и в выходные дни. Занятия проводили инструкторы Синицын и Пальцев. Учлёты носили форму с голубыми петлицами и «крылышками», как у авиаторов, и очень гордились ею.

Для лётно-планерной станции на средства, выделенные предприятиями города, были приобретены три планера и парашюты. Планеры назвали «Кожевник», «Диатомитовый комбинат», а третий, по рассказам старожилов города, назывался «Осоавиахим». По окончании теоретических занятий учлёты приступили к сборке планеров.

Вот как вспоминает об этом бывший учлёт В. Потапова: «Планеры голубые, красивые. После прохождения теории мы занимались сборкой этих машин, изучая её детали и их взаимодействие. Когда наступала зима, мы эти машины стали вывозить на берег Пышмы против села Закамышловского, и там были первые прокатки, подлёты и запуски… Практические занятия проходили по выходным дням. Тянем, бывало, машину по снегу, кто за одно крыло, кто за другое, кто оперение поддерживает, а кто несёт амортизатор (толстый резиновый канат для запуска планера). За день так уставали! Вечером приходили домой утомлённые, в мокрой одежде».

Ещё бы, ведь планеры запускали вручную резиновым канатом-амортизатором. При каждом запуске надо было натягивать толстый канат как тетиву лука, а «стрелой» был планер. Об автобуксировщике для запуска планеров приходилось только мечтать. Затруднения были ещё в том, что все три планера были одноместными, и учлёты должны были с первого полёта лететь самостоятельно, без инструктора.

В январе 1936 года планеры были перевезены в помещение у крутой горы в районе Трепзавода (сейчас район завода «Урализолятор»), где в дальнейшем проходили полёты планеристов. Запускали планеры с горы, а задания на полёты были обычно такие: попарить в воздухе и совершить правильную, мягкую посадку. Рассказывают, что во время тренировочного полёта один планер был разбит. Несмотря на трудности, тяга молодёжи к планеризму была большой. В газете «Знамя коммуны» за 23 декабря 1936 года в статье «Дадим стране 150000 лётчиков» Леонид Аникаев писал, что в 1937 году Камышловская  лётно-планерная станция должна быть преобразована в планерный клуб, который в будущем должен стать базой для создания в Камышлове аэроклуба. Далее он писал о задачах планерного клуба на 1937 год: «В этом году клуб должен подготовить пилотов – 12 человек, пилотов-планеристов 1-й ступени – 150, пилотов-планеристов 2-й ступени – 70 и парашютистов десантных самолётов – 12 человек».

Читайте также:  Старый город

Для оборудования клуба необходимо было приобрести ангар для планеров, двухместный планер для первых полётов с инструктором и автобуксировщик для запуска планеров. Аникаев призывал создавать на заводах и в школах кружки по изучению планерно-парашютного дела, ставил задачи для этих кружков.

В Бобылевском саду была парашютная вышка. Камышловцы прыгали с неё, осваивая азы парашют-ного дела
Например, кожзаводу: подготовить планеристов – 15 человек, парашютистов – 30. Трепзаводу: планеристов – 18, парашютистов – 25. Железной дороге: планеристов – 30, парашютистов – 50, и так далее. В то время в Бобылевском саду была парашютная вышка, и многие камышловцы прыгали с неё, осваивая азы парашютного дела. Первыми учлётами, окончившими планерную школу, были 15 человек: П. Загудаев, П. Обухова, А. Измоденов, П. Гущин, П. Некрасов, Белозёров, Кудрин, В. Бубенщикова, В. Потапова, П. Горюшин, И. Шальных, Я. Ситников.

Кроме того, все они сдавали нормы на значки Осоавиахим ГТО ТСО (Готов к труду и обороне СССР и Готов к санитарной обороне СССР). Были ещё значки ПВХО (противовоздушная и химическая оборона) и «Ворошиловский стрелок». Молодёжь тогда гордилась этими значками. Сопоставляя рассказы бывших планеристов, можно сделать вывод, что за время существования Камышловского планерного клуба было сделано 3-4 выпуска планеристов.

Не всё задуманное удалось Аникаеву осуществить, помешала война…

Игорь БАЛЫБЕРДИН
На фото. Первые учлёты лётно-планерной школы Камышлова: В. Бубенщикова, П. Обухова, П. Горюшин, П. Логинов, П. Некрасов.

Кстати

П.Я. Логинов в 1941 году мобилизован на фронт. В 1942-м тяжело ранен, погиб. П.А. Обухова в 1941 году окончила курсы медсестёр, работала в госпитале, училась в университете. По окончании вернулась в Камышлов и работала педагогом в школе № 58. В.М. Бубенщикова стала преподавателем, работала в школах Камышлова и Свердловска. П.М. Некрасов – участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красной Звезды. П.Е. Горюшин — участник Великой Отечественной войны. Окончил Качинское лётное училище, получил звание лейтенанта. Был отличником боевой и политической подготовки. Стали лётчиками бывшие курсанты А. Никулин, И. Копытов и Н. Старков.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.