Современное название моей деревни — Михайловка, но для меня звучит роднее Портомойка. Она находится в междуречье Овинной и Портомойки. Наверное, в каком-то веке выполоскал свои порты первый поселенец данных мест в этой речушке, да и прилипло к ней название, а затем и деревню назвали так же. Как я помню, в детстве речка была неглубокой, вода в ней чистая, прозрачная, а по дну снуют пескари да гальяны. Захотел пить, зачерпнул пригоршней воду из речки и напился. Вода — вкусная, прохладная, ключевая.
Сама деревня в прошлом была большой и многолюдной, жил здесь народ дружный и трудолюбивый. В старое время, как рассказывал мне дедушка Евгений, окончив полевые работы, с наступлением зимы и ледостава на реках, собирали жители обоз до Тобольска. Ездили не Сибирским трактом, а напрямую, через деревню Юрмытскую. Обоз грузили калачами, которые помещали в холщовые мешки и короба. В Тобольске хлеб меняли на рыбу, орехи, ягоды: клюкву, бруснику и морошку. Все это привозили к зимним праздникам.
В советское время здесь был организован колхоз, и народ Портомойки дружно трудился, были передовиками не только в районе, но и области. Хозяйство было многоотраслевое, здесь содержались дойное стадо, свиньи, лошади, овцы, чернобурые лисицы, птица, пчелы. Активно занимались садоводством.
Во все времена сельские парни стояли на защите Отечества. Они участвовали в японской войне в начале века, затем в первой мировой. И даже привозили из дальних мест жен-иностранок, например, у Степана Никитича Чуркина была жена Франсиза. У них родился сын Бронислав, к сожалению, и
отец, и сын погибли в войне 1941-1945 гг.
А Франсиза Чуркина прожила в деревне до конца своих дней. В Великую Отечественную войну ушли на фронт все взрослые мужики из Портомойки, и вернулась лишь одна треть из них.
А еще моя родная Портомойка постоянно подпитывала город рабочей силой. Получается, что маленькие речки, такие, как Портомойка, питают большие реки. Ведь капля портомойской водицы плещется и в Северном Ледовитом океане. Так и малые деревни образуют наше государство под названием Россия.
Но государственные мужи вдруг признали такие деревни неперспективными, лишили их работы, и разрушились они быстрехонько. Сейчас в таких деревнях и в милой сердцу Портомойке-Михайловке доживают свой век старики, в основном женщины. Здесь нет магазина и других объектов соцкультбыта, живут люди как могут.
Но есть беспокойные люди, которые где бы ни жили, помнят свою малую родину. Один из таких — Владимир Васильевич Крапивин, глава Восточного сельского поселения. Это он решил собрать в Михайловке всех бывших земляков. Задуманное осуществилось 12 июня — в день празднования Дня России. Событие знаковое.
Когда мы подъезжали к месту события с моими соседями — Николаем Петровичем и Галиной Николаевной Крапивиными, то очень удивились: машину некуда было поставить, все занято транспортом. Объехали место сбора и проведения праздника с тыла — и там то же самое. Народу собралось столько, сколько деревня за последние годы не видела. Приехали кто мог, люди пожилого возраста и помоложе, — все, кто помнит Портомойку, с детьми, внуками, привезли фотографии довоенной поры и прежних лет. Многие не виделись десятки лет.
Некоторые уже не могли узнать друг друга. То и дело слышались вопросы: ты кто, как фамилия, а где родился? И ко мне подскочила миловидная и еще молодая пенсионерка и спросила: «Вы где родились?». Отвечаю: «Да на Одиной (была такая улица или выселка за речкой)». А она в ответ: «Так ведь мы родственники!» Оказалось, мы сестры в третьем поколении. Вот так находили друг друга родственники, одноклассники, бывшие соседи и друзья.
Приехало много учеников деревенской учительницы А.А. Чуркиной. Она здесь родилась, учительствовала и сейчас здесь живет. Ей за 80. Общаясь со своими учениками, она даже помолодела, раскраснелась, глаза заблестели, то и дело слезы наворачивались. Ну когда еще такое будет? И будет ли? Можно сказать, что повстречался человек со своей молодостью. Ученикам Августы Александровны уже под семьдесят лет.
А еще бывшая работница детсада Альбина Максимовна Крапивина приветствовала своих бывших питомцев. Гости ее узнавали, подходили к ней, а она, такая хрупкая, маленькая, как мне показалось, стесняясь, все говорила: «Мои дети, мои дети». А «дети» все выше ее, да здоровые, но для нее они так и остались детьми.
Встреч было много. Вот еще одна. Приехала дочь бывшего управляющего В.С. Чуркина — Лидия Валентиновна с сестрой Валентиной Кузьмовной. Конечно, вспоминали старого управляющего, при нем отделение всегда ходило в передовиках.
Под музыку все пели, плясали, веселились, местные певуны и певуньи Н.Е.Чуркин, М.С. Шумкова и А.А. Попова исполняли старинные песни, частушки. Люди делились своими радостями и горестями. Все было общее, застолье — богатое.
С приветственными словами выступили главы Галкинского и Восточного поселений Т.А. Пульникова и В.В. Крапивин. Люди горевали, что деревня разрушена, погибает, и можно сказать про эту разруху словами неизвестного мне поэта:
Понятно, не вернешь, что раньше было,
Не повернешь былое время вспять.
Но если б предки встали из могилы,
Увидев это, умерли б опять.
Разве все опишешь, что было во время такого масштабного мероприятия, которое забытые люди в забытой деревне увидели. Выражая волю всех приехавших и жителей деревни, хочу сказать огромное спасибо и передать низкий поклон В.В. Крапивину, А.П. Крапивину, Т.А. Пульниковой, В. Хомутинину, а также артистам Квашнинского ДК и магазину «Россиянка» за обслуживание. Все было прекрасно!
Зинаида ЧЕЧУШКОВА, жительница бывшей деревни Портомойки.
Фото Сергея КРЫСАНОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Очень важные интересные факты! Кстати, через Юрмытскую ездили в Тобольск, потому что до 1770 года деревня Куровская и остальные остужающие её — были в составе Юрмытской слободы и Тобольском наместничестве.
Уезжали из Портомойки в города — по распределению — и большая часть уехала в Великую Отечественную войну, в том числе мои деды Евлампий и Михаил Никандровичи Крапивины. Сейчас я о своих родных много знаю, занимаюсь своей генеалогией. Только в Портомойке не бывала ещё. Скоро приеду!
Августа Александровна — моя родственница! Её сестра Лукерья Александровна — жена нашего Кузьмы Михайловича Крапивина. Передавайте привет — я очень скоро приеду в гости! Интересно, живут ли сейчас в деревне наши Кузьмичи Надежда и Галина Потаповы в девичестве — они поколение дедов.
Очень важно, чтобы мои слова были прочитаны жителями Михайловки. Вот только как?… Я очень жду встречи с нашими Потаповыми, Крапивиными, Чуркиными, соседями Моревыми — и всеми-всеми. Только не знаю, как добраться и к кому ехать…
Наши родственники: дети Михаила Степановича Потапова — Кузьма, Пелагея, Марфа и Апраксия (в предыдущем сообщении — ошиблась, назвав Кузьму Крапивиным), дети Ивана Ивановича Потапова — брата Михаила. Все наши Потаповы — Скворчата — это родовое прозвище.
Никандр и Надежда Ивановичи Крапивины, потомки Аристарха и Владимира — братьев Ивана. Все Крапивины — Отопки. Чуркиных я уже упоминала. И ещё очень много родных — по свойству т.е. по бракам. Мне очень важно доехать до деревни, и я это сделаю обязательно) До встречи, Портомойка!
Спасибо за ваши слова! Постараемся донести ваше послание до жителей деревни!
Огромное спасибо Вам)
Я доучиваюсь в УрГУ (Екатеринбург). Мне 31 год. Я, видимо, буду генеалогом — и встреча с жителями деревни одинаково важна и мне, и им. Я работаю в архиве с документами по приходам Куровского и Квашнинкого сёл, знаю много-много имён начала 20-го века. Надеюсь, мне будут рады)))
Здравствуйте! я внук Морева Николая жившего в Михайловке. С войны он вернулся без ноги. Может кто помнит его? Если есть у кого фотографии Михайловки, очень прошу выслать на mag69@mail.ru.
Постараемся что-нибудь выяснить про вашего деда и поискать фото Михайловки. А вы, Андрей, может расскажете немного о себе, где вы теперь, и жили ли сами в Михайловке?
Интересный рассказ о жителях деревни с двумя именами,в школьные годы я слышал об этой деревне, но её географическое положение где? — в сторону Ирбита?
Мне вообще интересно словообразование в название наших сел и деревень. Может кто знает д. Кокшарова почему так называется?
Михайловка — одна из крайних деревень Камышловского района. Маленькая и вымирающая. По ирбитскому тракту налево есть свороток на Квашнино, направо на Михайловку.
Спасибо,с Вашей помощью вспомнил. Всё собирался проехать по ней, полюбопытствовать, но не довелось. А повороты к Квашнино и Михайловке отмечены дорожными знаками.
Вы обратитесь в городскую библиотеку. В конце 60-х годов 20 века издана книга о Камышлове, где рассказывается об истории города в связи с районом.Возможно есть и новые книги. В библиотеке работают отзывчивые и квалифицированные специалисты — они Вам помогут.