В Камышлове назрела проблема автобусного сообщения.
Елена ДУБЫНИНА.
Всё чаще жители города и района жалуются, что расписание, которое размещено на остановках в бумажном виде, не соответствует фактическому – могут не прийти подряд сразу три автобуса. Порой ждать общественный транспорт приходится более часа.
В отделе жилищно-коммунального и городского хозяйства горадминистрации нам пояснили, что маршруты, которые сегодня действуют в Камышлове, приносят перевозчику доход, и решать проблему он должен самостоятельно. Кроме того, уже не в первый раз муниципалитет объявляет конкурс на право перевозки пассажиров по маршруту «Поликлиника – школа № 7», однако желающих нет, несмотря на то что плата за проезд на этом маршруте является нерегулируемой, то есть перевозчик может запросить за билет столько, сколько посчитает нужным.
Так отчего же накалилась ситуация с пассажироперевозками в Камышлове и районе? Поговорили с директором предприятия, осуществляющим перевозки, индивидуальным предпринимателем В.А. Лепихиным, который рассказал о положении дел на предприятии и озвучил своё видение ситуации.
– Владимир Александрович, почему автобусы приходят не по расписанию? Убрали бы недействительное и разместили то, по которому люди могут ориентироваться.
– Расклеенное расписание – действующее, ориентироваться нужно на него. К сожалению, проблемы с автобусным сообщением в последнее время есть, и тут мы приносим свои извинения жителям! Однако причины объективные.
Наше предприятие в этом году отмечает 23 года, и впервые сложилась такая ситуация. Все 22 года мы работали, в принципе, безотказно. Даже когда все сидели дома (из-за ограничений, связанных с пандемией), мы обязаны были осуществлять рейсы, автобусы курсировали пустые. Выручка резко упала. Она и сейчас ниже, чем была ранее. Соответственно зарплаты тоже снизились. Водительский состав резко сократился на треть, в основном ушли пенсионеры и часть молодых ребят.
Следующий момент: в июне враз заболели несколько кондукторов. Автобусы без них выйти в рейс не могут. Сейчас работники постепенно выходят с больничных, надеемся, ещё немного и мы вернёмся к бесперебойному стопроцентному выполнению расписания, расклеенного на остановках.
За период пандемии мы израсходовали все запасы по запчастям, горюче-смазочным материалам. Пришлось сократить рейсы в отдалённые деревни, людям пришлось адаптироваться к новым условиям. Возобновив автобусное сообщение, мы, естественно, столкнулись с тем, что пассажиров стало меньше. Поэтому, если раньше мы ездили в тот же Восход семь раз в неделю, то сейчас – четыре. А вот заявленной своевременной помощи от государства мы не получили!
– О водителях. Вы же за свои средства обучаете людей, почему не набрать штат?
– Как я уже обозначил, заработная плата снизилась. При этом водитель автобуса, на мой взгляд, должен получать не меньше 50 тысяч рублей, и такую зарплату я отстаиваю в Министерстве транспорта, но меня не слышат. Профессия непопулярна среди молодёжи. Если раньше мы в год обучали пять-шесть человек на категорию «D», то за полтора года ни один человек не пожелал пойти учиться и в дальнейшем работать.
Чтобы работать по «доковидному» расписанию, необходимо принять ещё 17 человек. Сегодня предприятие выживает, а не живёт, позволить себе такое количество водителей с достойной зарплатой не получится. Да и найти их – проблема, а затыкать окна гастарбайтерами и подвергать наших жителей опасности мы принципиально не хотим!
– Почему убрали с остановок щиты с расписанием и когда появятся новые?
– С марта 2020 года, когда была первая волна коронавируса, мы были вынуждены отойти от действующего расписания и, чтобы не вводить людей в заблуждение, сняли щиты.
Стоит объяснить, что городских направлений два: «гуманитарно-технологический техникум – Загородная» и «поликлиника – школа № 7». По ним работаем с местным бюджетом. Остальные, в том числе по городу, являются межмуниципальными и пригородными. За них отвечает Министерство транспорта, с которым был заключён контракт в 2018 году на три года, этот срок истёк. Чёткого понимания дальнейших взаимоотношений с Министерством нет.
Как мы можем утвердить количество рейсов и затратить деньги на изготовление щитов, если не знаем, в каком объёме будет финансирование? Нам предлагают снова максимальную цену контракта в сумме 10% от требуемой. С таким финансированием предприятие быстро обанкротится. Поэтому на конкурс мы не заявляемся. Пока не будет стабильности, мы не можем сделать щиты с новым расписанием. Чтобы не лишать камышловцев общественного транспорта, мы согласились на заключение одномесячных договоров. Последняя наша надежда на согласительную комиссию, которая состоится в правительстве области после сентябрьских выборов.
– Поясните, что это за контракт?
– Если сказать проще, это дотации. Мы ежегодно производим расчёт. Например, берётся затратная часть предприятия за предыдущий год, сюда входит зарплата коллектива, отчисления на социальные нужды, расходы на топливо, смазочные материалы, запасные части, ремонт транспортных средств и прочее. Все расчёты произведены в соответствии с федеральным законом РФ. Из этой суммы вычитаем свои доходы, выпадающая сумма приходится на дотации.
Но из этой суммы Министерство готово компенсировать лишь 10%. Ну не сокращать же нам людям зарплату в 10 раз, чтобы вытянуть предприятие! Так мы постепенно идём ко дну. И даже этих 10% мы не видим, так как за каждый срыв рейса, в том числе, если автобус выехал на минуту раньше или сломался в пути и пришёл позже, нам выставляют штраф. Всё отслеживается через систему ГЛОНАСС.
Удивительно, почему нет справедливого финансирования данной отрасли. Например, в Богдановиче ездит всего 10 автобусов и им выделено 19 миллионов рублей, у нас даже с учётом сокращений ходит 16 автобусов, а сумма всего 7,5 миллиона за год. Если по данным 2020 года в Каменске-Уральском по пригородному сообщению выполнялось 25 рейсов в день, им выделяли 11 миллионов рублей, у нас – 220 рейсов. Выходит, у нас «дотационный километр» стоит 3,25 рубля, у них – более 20 рублей. Пояснить, почему так по-разному для муниципалитетов произведён расчёт, не смогли ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве транспорта.
Ввиду такого положения мы не стали заявляться на конкурс. В Камышлов дважды направляли конкурентов, но они, просчитав финансовую сторону вопроса, развернулись и уехали. Никто себе в убыток работать не будет. У нас тоже ресурс исчерпался.
В этом году по городским маршрутам мы впервые прибегли к таким контрактам. Например, по направлению до Загородной расчёт показал, что годовой контракт составляет 17 миллионов рублей, минус свой доход, остальное муниципалитет должен дотировать. Но в местной администрации считают, что раз 22 года проблем не было, значит, они надуманы. В результате зимой нам пришлось приостановить перевозки по этому маршруту, после чего в администрации согласились компенсировать по 100 тысяч рублей в месяц. Этого недостаточно, но чтобы избежать социального взрыва, мы пошли на это.
Соответственно на маршрут «Поликлиника – школа № 7» мы не заявляемся и заявляться не будем. Если предусмотрят дотации в соответствии с расчётом, то рассмотрим вариант организации рейсов в этом направлении.
– В этом году стоимость проезда выросла на 5%. Как это отразилось на экономическом положении предприятия?
– Существенно никак. Когда мы начинали свою деятельность, стоимость билета по городу составляла 14 рублей, а ГСМ покупали по 19, то есть разница была минимальная, и мы могли вести нормальную хозяйственную деятельность. Сейчас билет стоит 21 рубль, а ГСМ – 50. Чувствуете, какой разрыв? И это только по одной статье расходов, а ещё нужно обслуживать транспортный парк, производить платежи за потреблённые энергоресурсы и прочее. Цены на всё выросли значительно, а на перевозку пассажиров – нет.
Я не сторонник повышения тарифов, даже наоборот. Но как руководитель вынужден констатировать, что реальная стоимость проезда сегодня должна быть приблизительно 35-40 рублей. И никаких дотаций бы не потребовалось. Да хотя бы до 28 рублей подняли, и мы смогли вытянуть предприятие.
– При текущем состоянии дел какой выход вы видите?
– Я уже предлагал главе города Алексею Владимировичу Половникову создать МУП. Сегодня отрасль по пассажироперевозкам вытянет только бюджет. Свободному перевозчику это направление деятельности приносит убытки, несмотря на то, что мы выбираем самые продуктивные направления. Отдалённые деревни нам в корне невыгодны, что ранее, что сейчас. Но мы пока, как говорится, везём!
Мне небезразлична сфера пассажироперевозок, которой я отдал десятки лет жизни. Я хочу, чтобы автобусы в Камышлове и Камышловском районе регулярно ходили, ведь далеко не каждый может позволить себе личный автомобиль. Если принципиально ситуация не изменится, я не уйду, просто бросив это направление, а помогу администрации, например, передав во временное пользование технику, пока город не купит новую, или продам её по остаточной стоимости. Будет обидно, если всё зайдёт в тупик, и случится так же, как с роддомом: все пошумели, что он закрылся, и успокоились.
– Владимир Александрович, помогает ли вам статус депутата в диалоге с администрацией города?
– В какой-то степени да. Если бы я не был депутатом, то не добился бы многих моментов, которые с трудом, но удалось отстоять. В частности, установку остановочного павильона на Северной вблизи ж/д переезда, светофоров, демонтажа этих бесконечных лежачих полицейских (не нормативных) и так далее. Сейчас написал письмо в администрацию города по разворотной площадке у автовокзала, где яма на яме. Бьюсь за открытие кругового городского маршрута! Что касается профессиональной деятельности, то, как видите, достучаться трудно. Но в этом году что-то должно поменяться: или нас услышат, или предприятие закроется.
В любом случае, как бы ни сложилась ситуация, я как коренной житель Камышлова буду действовать во благо людей.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Автобусы стали ходить реже как в городе, так и в районе.
© Редакция газеты «Камышловские известия»