Галина ШИПИЦЫНА.
Слово «паркур» в русском языке появилось сравнительно недавно. Далеко не все ещё знают его значение. А из тех, кто знает, не все понимают, что это такое – спорт, увлечение или просто попытка молодых людей занять свободное время прыжками через препятствия. О секретах этого спортивного увлечения мы беседуем с Денисом Колпаковым. Ему 18 лет, он студент Уральского государственного экономического университета и уже довольно давно занимается паркуром. Начали мы разговор, конечно, с основ, поскольку Денис подходит к своему увлечению серьёзно.
Из точки А в точку Б
Денис Колпаков
Вот так. Только перемещение не шаг за шагом, как все мы, а комбинациями из прыжков, взлётов и приземлений. Если честно, сердце замирает, когда рассматриваешь фотографии с разными элементами, которые выполняют трейсеры – так себя называют те, кто занимается паркуром – от английского «след, трасса». То, что у них свой путь, непростой и далеко не безопасный, бесспорно.
– Денис, откуда появилось это увлечение у вас?
– В детстве смотрел фильмы с Джеки Чаном, это, видимо, как-то повлияло. И ещё мы любили бегать, придумывали для себя с друзьями маршруты. Даже не осознавали, что на самом деле занимаемся паркуром.
Не детская забава…
А потом детская забава переросла в нечто большее. Точнее, она «выросла» вместе с Денисом, который понял, что то, чем он занимается, не просто детские прыжки на улице, а особый вид спорта. К этому любительскому увлечению в 2015 году прибавились занятия хип-хопом в ЦКиД, где на тренировках использовались элементы акробатики. И вот там, на одной из тренировок (в самом начале) Денис под контролем руководителя студии сделал первое сальто.
– Спортивная, общефизическая подготовка у меня, конечно, была. Я много пробовал себя до этого в различных видах спорта. Это были и единоборства, и бадминтон, занимался на турниках. Когда мне объяснили, показали, как нужно делать, я почувствовал, что смогу. И сделал. Потом, к сожалению, студия закрылась, и я продолжил заниматься сам.
– То есть именно тогда вы поняли, что паркур – то, что вам надо?
– Осознанно я начал тренироваться в 2016 году, в 14 лет. В интернете стал искать сообщества трейсеров. Собирал информацию, смотрел обучающие видео. А в 2017 году мы с другом участвовали в соревнованиях. В Екатеринбурге проходил кубок Урала по паркуру, и мы поехали. Была тренировка, соревнования и ночная тренировка – нужно было оставаться на ночь в зале. Это был шок, когда мы попали в настоящее сообщество людей, которые занимаются по 5-10 лет. Мы участвовали в спидране (на скорость), а я ещё во фристайле. Конечно, это был для меня огромный опыт.
– Наверняка за эти годы у вас появился серьёзный прогресс в овладении элементами паркура…
– 2019 год был не самым продуктивным, но всё равно, даже если я интенсивно не тренировался, прогресс был. Год я посвятил больше физической нагрузке в тренажёрном зале, что тоже не прошло даром. Одновременно серьёзно занялся фото- и видеосъёмкой. А в прошлом году появились новые ребята, и у нас сложилось своё сообщество из пяти-семи человек, кто активно занимается. Я связываю свой спад с тем, что часто приходилось тренироваться одному, потому что ты со стороны не видишь свои ошибки, и тебе никто не может про них сказать. Поэтому когда собралась компания, я продолжил активно тренироваться. Так что 2020 год для меня стал интенсивным в плане тренировок и развития. В мае я окончил школу, переехал в Екатеринбург, где есть специальные залы, больше условий для занятий.
Работает не только тело, но и голова
Сегодня Денис продолжает тренироваться, осваивает новые направления паркура, выступает в акробатическом шоу. И даже получив небольшую травму, не теряет времени даром, изучает теорию, читает, изучает мастер-классы.
– До какого возраста обычно занимаются паркуром? Наверное, это спорт совсем молодых?
– Считаю, что можно развиваться до 27 лет, идти по пути развития. Потом уже можно сбавлять темпы. Например, известному атлету Эрику Мухамедшину недавно исполнилось 30 лет, он в прекрасной физической форме. Всё зависит от того, насколько серьёзно относишься к своему занятию. Необходимо обязательно разогреваться перед тренировками, делать разминку. Раньше я пренебрегал этим правилом, сейчас стараюсь так не делать. Нужно обязательно восстанавливаться после тренировок, делать растяжку, грамотно подходить к занятиям и не делать то, в чём ты не уверен и можешь травмироваться.
– Это опасный вид спорта?
– Да, разумеется. Но в любом спорте можно получить травму. Так что если ты спортсмен, должен быть готов, нужно только правильное отношение к этому. У каждого элемента есть определённая техника выполнения, и она придумана не зря. Если нужно не заваливать спину, прямо держать голову – в этом есть определённый смысл. Когда делаешь сложный элемент, даже если всё при этом безопасно, но тело не подготовлено и мозг не понимает, как это сделать, то включается только адреналин, и ты забываешь, как сделать правильно. Я установил для себя: не нужно гнаться за элементами. Не можешь сделать какой-то трудный элемент – лучше оставить его на время. Если ты травмируешься, то надолго прервёшь тренировки или даже совсем не вернёшься в спорт.
– Заниматься без тренера – продуктивно?
– Я бы использовал слово наставник. На самом деле не очень эффективно. Когда есть хотя бы друг, который проследит за твоим исполнением – это уже что-то. Но не у всех есть такая возможность. Есть альтернатива – видеосъёмка. Считаю, что тем, кто начинает заниматься, надо обязательно снимать себя, чтобы видеть выполнение со стороны. Потому что твои ощущения во время полёта, особенно первого, могут отличаться от того, как это выглядит со стороны.
– Что паркур даёт человеку?
– Если рассматривать с точки зрения идеи, можно применять её в каких-то жизненных ситуациях. Нет границ, есть лишь препятствия, и любые препятствия можно преодолеть. С точки зрения физического развития – это ловкость, сила собственного тела, умение рассчитывать возможности. Со временем приходит владение телом, и ты в воздухе начинаешь себя комфортно чувствовать. Сейчас, когда я выполняю элементы, могу абсолютно спокойно смотреть вокруг на вылете. Со временем учишься анализировать: до какой точки можешь допрыгнуть, а до какой пока нет. Появляется воображаемая зрительная линейка.
– Какие бывают препятствия в паркуре, кроме заборов?
– Это те препятствия, которые встречаются на пути трейсера при движении из точки A в точку B: парапеты, стены, на которые нужно забраться, или прыжок на точность, называется аккураси, с английского – «точность».
– Давайте поговорим о том, с чего начинать в паркуре и как себя максимально обезопасить при движениях.
– Тому, кто хочет начать заниматься паркуром, нужно определиться с направлением. Изучить теорию элементов и понять их суть. Когда теорию изучил, стоит переходить к общефизической подготовке. Месяц или два нужно посвятить укреплению тела. Особое внимание – голеностопу. Оптимальный вариант – занятия кросс-фитом, где включены и силовые элементы, и нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Паркур – это сочетание движения и элементов с применением силы. Тренировать вестибулярный аппарат, потому что на первых порах кружится голова.
После того как тело подготовлено, надо начинать с базовых элементов – это кувырки, колёса. Смотреть обучающие видео. Потому что тело должно обкручиваться. Я часто подмечал: когда начинаешь изучать новый элемент, первое время абсолютно ничего не получается. Потому что пока мозг не понимает, тело сопротивляется. Элементы включать постепенно. И обязательно 30 минут – разминка и разогрев перед тренировкой.
Необходимо научиться правильно приземляться. При выполнении сальто нельзя приземляться в полный рост и на пятки, потому что это огромная нагрузка на поясницу. Должны быть немного согнуты спина, колени, и лучше приземляться на носки, тогда нагрузка не такая сильная. Начинать лучше с маленьких высот. Потому что всё равно дальше они будут увеличиваться. Во всём этом есть какое-то наслаждение, мне нравится этим заниматься…
Итак, вывод. Трейсер – это и легкоатлет, и гимнаст, и акробат, и скалолаз, и спринтер, и прыгун. А всё вместе – это особый стиль жизни, который сегодня остаётся одним из самых популярных среди молодёжи.
Фото из личного архива Дениса Колпакова.
На фото. Сальто над Пышмой.
© Редакция газеты «Камышловские известия»