Истории прошлых веков.
Продолжим повествование рукописи протоиерея Покровского собора В.А. Прибылева, начатое в газете от 8 июня. Рукопись рассказывает о домашнем быте, питании, одежде и обуви жителей Камышлова, написана в 1850 году, содержит 18 страниц, печатается в сокращении.
Из строений надворных у крестьян имеется только самое необходимое, а именно: погреб, амбар и сарай. Под последним разумеется пустое место большей частью между амбаром и погребом, покрытое крышею, где хранятся летом сани, а зимой – телеги и другие принадлежности крестьянского быта. К сим строениям сзади ещё пригораживается место для скота, которое называется задним двором или пригоном. В сём пригоне ставятся для коров и для птиц клети, а для лошадей – конюшни; за пригоном – огород; а за огородом, если позволяет место – овин для молотьбы хлеба. Конечно, такое расположение надворных строений у крестьян бывает не у всех, по мере благосостоятельности и других обстоятельств.
В домах зажиточных крестьян замечается больше чистоты в жилой избе, не говоря о горнице; а в горнице, кроме опрятности, имеются и украшения. Около образов по ту и по другую стороны приколочены на гвоздочки или приклеены на сургуч лубочной печати картины, представляющие какое-нибудь событие из священных историй, а часто какое-нибудь вымышленное происшествие. У среднего состояния крестьян, у коих нет горниц, картины, если есть, навешиваются на стене в самой избе. В горнице привешивается на гвозди к стене небольшое зеркальце, на которое надевается белое полотенце с вычурными кружевами, а под зеркальцем – подушечка из какой-нибудь тёмной материи.
Из зажиточных крестьян многие держат у себя самовар и пьют чай по воскресеньям и праздничным дням и особенно угощают гостей, в какое бы время дня или ночи они ни пришли. Самый бедный крестьянин имеет хотя бы плохие сани и телегу и принадлежности для обработки земли для домашнего сельского хозяйства: соху, борону, несколько кос, граблей, вил, серпов.
В доме у небогатого крестьянина из посуды, кроме чашек, ложек и других вещей для приготовления пищи, как-то: лопаты, ухваты, клюки, кочерги, почти ничего нет. У зажиточных же имеются тарелочки, миски и стеклянные кувшины, стаканы, рюмки и прочее.
Кушанья бывают у крестьян в простую пору самые незатейливые. В постный день летом кушаньем служит хлеб с луковым пером, который можно крошить ножом, потом в чашке толкут деревянным пестом, наливают квасу, хлебают ложками. Вместо лука, если поспевает картофель или огурцы, то, искрошив, хлебают с квасом. За сим следуют щи из ячменной крупы и каша из мелкой овсяной крупы с маслом конопляным или без масла.
Зажиточные в праздники покупают солёной или сухой рыбы; из первой приготавливают пирог. Рыбу, как она есть, – сырок или моксун, с головой и хвостом, даже иногда не очистивши чешую, защипывают в сырое тесто пшеничное и пекут в печи, а из второй – похлёбку с овсяною крупою, каковую называют щарбою. У зажиточных приготавливают и жаркое из картофеля – в постный день. В молочные постные дни подают молочные щи из солонины, которую приготавливают свою, чтобы избежать покупки и расходов; а буде нет щей, то постятся – из крупы со сметаной и каши с маслом. Кислое молоко с творогом большею частью заключает обед не только простого, но и зажиточного крестьянина.
Подчас удовлетворяются и постною какою-нибудь пищей и даже одним хлебом, что случается нередко у бедных. В праздничные дни – пирог с рыбой, холодное из коровьих ног, называемое студень, без поваренного искусства приготовленные, щи молочные, лапша со свининой, жаркое – поросёнок, гусь или баранина, каравай, разных видов и свойств яичница, пирог из рубленной моркови с маслом, каша просовая или крупяная и молоко горячее и холодное, а иногда и пирожное, что, однако, бывает редко.
Многие хозяйки стараются блеснуть не искусством приготовления стола, а количеством яств. Если же бывает за столом одно семейство, то без церемоний нарезают хлеба ржаного или пшеничного ломтями, при гостях же бывает только пшеничный, ржаной служит признаком или неуважения к гостям, или недостатком и бедностью хозяев. Вместо салфеток кладут для всех гостей полотенца; пред обедом или в продолжение обеда, если у кого есть, особливо в большой праздник или торжественный случай, подают вино на подносе, так часто, как считает нужным
Василий Александрович Прибылев умер 15 декабря 1880 года в возрасте 72 лет. Похоронен был на городском кладбище (ныне – район УИЗ). Обращает на себя внимание то, что в рукописи нет упоминания о купцах, а ведь они в тот период в Камышлове жили. Рукопись передана в городской историко-краеведческий музей.
К печати подготовил Юрий ВАСЬКОВ
На фото. Многие из зажиточных крестьян держат у себя самовар и пьют чай по воскресеньям и праздничным дням, угощают гостей.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Статьи о жизни и быте людей,живших давно,в городе и районе ,читаются с интересом.
Да,питались незатейливо,без особых изысков. Но,те же щи,каши крупяные,пироги готовились в русской печи.А в ней так всё вкусно получается! Главное пища была здоровая,да и работали будь здоров-до седьмого пота.После такого труда,всё казалось,наверное,вкусным и съедалось влёт!
Картинка какая-то странная, сидят как в плацкартном вагоне. Наверно, с какой-нибудь Орловской или Курской губернии списали. На Чусовой, в старых деревнях в домах столы размером с эту комнату.