У каждого дома своя история.
Диван для красного уголка
Наверное, у каждого из нас в родном городе в детстве были любимые места. В реестр своих любимых мест, помимо родной улицы, скверов, библиотеки, клуба, я бы записала и магазины. Их, любимых, было несколько. На первом месте, конечно, «Культтовары», потому что там продавали игрушки, на втором – «КОГИЗ», так раньше назывался книжный магазин (Книготорговое объединение государственных издательств). Там можно было купить не только книги, но и открытки, альбомы, вкусно пахнущие краски и карандаши – всё это волновало и радовало.
От краеведа Кошкина узнала, что магазин принадлежал братьям Заспановым. Ну, Заспановым и Заспановым. Ни о чём мне эта фамилия не говорила
Но мы-то с девочками были уверены, что сундуки – это пережиток прошлого и приобретать такую вещь могут только отсталые люди.
Даже сейчас, заходя в магазин, я мысленно представляю всё то, что наполняло, его в далёкие годы моего детства.
А ещё очень часто вспоминается один эпизод. Однажды мы зашли в этот магазин с мамой и нашей хорошей знакомой, довольно пожилой женщиной, Лидией Гавриловной.
Она была неместная, попала в наш город во время войны, с Украины. Говорила она высоким голосом, иногда была весьма категорична, великолепно пела, вышивала, всей душой любила наш бор. Узнав, что мы идём в бор, всегда присоединялась к нам. Правда, наклоняться сама не могла, но видела прекрасно. Палкой указывает на какой-нибудь бугорок и говорит: «А ну-ка, детка, взгляни туда!» Бегу и с радостью нахожу груздь, да ещё не один… Мы и в магазины ходили вместе, чтобы помочь ей нести продукты.
Так вот в этот раз мы зашли в магазин, чтобы присмотреть диван. Наша давняя мечта. Они как раз появились в продаже. Они – это я преувеличила. Диван стоял среди прочей мебели всего один. И был он кожанным.
– Ну что ты, детка, – сказала Лидия Гавриловна маме. – Это только для красного уголка подойдёт.
И вдруг, в разговор встрял (иного слова нельзя подобрать), именно «встрял» мужчина – плотный, в галифе, в хромовых сапогах, с лицом известного Огурцова из фильма «Карнавальная ночь».
– А чем это тебе красный уголок не угодил, барыня ты недобитая? – обратился он к Лидии Гавриловне.
Надо было видеть, как она выпрямилась, как сверкнула своими чёрными очами на дядьку, и громко сказала:
– Правильно ты заметил, я недобитая, только не барыня. Мужа, сына и ещё добрых хлопцев с нашего села на моих глазах фашисты повесили, а меня вот не повесили. Так и живу недобитой…
В магазине повисла мёртвая тишина. Мужчина как-то трусливо прошаркал своими сапогами к выходу, а мне захотелось обнять эту красивую, сильную женщину. Но она не была сентиментальной. С тех пор, когда захожу в этот магазин, вспоминаю Лидию Гавриловну…
Имя, вернувшееся в свой дом
А вот однажды от краеведа Кошкина узнала, что магазин этот принадлежал братьям Заспановым. Ну, Заспановым и Заспановым. Ни о чём мне эта фамилия не говорила. Что-то было мне известно о Выборовых, даже с родственниками владельца магазина была знакома. В частности, Михаил Васильевич Выборов, машинист, был моим соседом и просто дядей Мишей. На слуху был магазин Кривцовский. Для молодых объясняю, что речь идёт о бывшем магазине № 2, что на ул. Энгельса, напротив нынешней «Монетки». А вот фамилия Заспанов не фигурировала в нашей речи. Но всё-таки имя этого купца пробило препоны времени и вновь зазвучало в нашем городе.
Сегодня фамилия Заспанов ассоциируется у камышловцев с местом отдыха, с банкетным залом, с праздниками и торжествами.
Ну что ж, Заспанов, с возвращением тебя! И всё-таки, как бы узнать хоть что-то о жизни этого человека. Обращаюсь к интернету, как хорошо, что некоторые архивы выкладывают в сеть материалы, давая таким образом возможность разыскать людей или давно утерянные ниточки родства.
Мне тоже удалось кое-что найти о Заспановых. Первое открывшееся в сети свидетельство огорчило меня. Я нашла метрическую книгу Воскресенской церкви г. Перми и прочитала в ней следующее:
«Заспанов Симеон Макарович. Место происхождения г. Камышлов, купец второй гильдии. Дата смерти 6 октября 1909 г. Дата погребения 8 октября 1909 г., возраст 37 лет. Причина смерти – болезнь головного мозга». И ещё добавлено следующее: «Для погребения увезён в город Камышлов».
Вот так, Симеон Макарович… А магазин этот построен был в 1908 году. Успел ли порадоваться своему красавчику-дому хозяин? Кому он достался? Остались ли дети? Ведь, помнится, краеведы говорили о магазине, что принадлежал он братьям Заспановым. Снова ищу в интернете и нахожу сведения о Заспанове Михаиле Макаровиче, судя по отчеству, это брат, но только проживал он в Екатеринбурге с 1910 по 1913 год, являлся гласным городской Думы. Мог ли он содержать дом в Камышлове в это время? Наверное, мог. Наверное, помогал семье брата. А дети у Заспанова были, потому что в списках учениц женской гимназии нахожу двух девочек Заспановых. Поиски продолжаются.
А может, кто-то ещё добавит свои сведения об этих людях… История не имеет конца. Она продолжается, ведёт нас своими таинственными тропами, заставляет сравнивать думать, переживать. Короче, делает жизнь насыщенной, богатой и бесконечной.
Елена ФЛЯГИНА
Фотографии предоставил В.И. Буньков.
На фото. Так выглядел магазин Заспанова до революции.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Сейчас в подворотне, где амбары, кафешка.