Год педагога и наставника
Галина ШИПИЦЫНА
2023 год в России пройдёт под знаком наставничества: президент В.В. Путин принял указ о проведении года педагога и наставника. В тексте государственного документа также уточняется: «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».
Итак, мы открываем рубрику 2023 года: наставники в образовании. Обозначим для начала границы понятия, которое, впрочем, всем и так прекрасно знакомо.
В широком смысле наставник – учитель, воспитатель, руководитель. В более узком – педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками.
Именно о таких педагогах, которых, безусловно, немало в больших коллективах учителей и воспитателей Камышлова и Камышловского района, мы будем рассказывать в этой рубрике. Хотя быть истинным наставником непросто: известно, что гораздо легче сделать самому, чем научить другого делать так, как ты, и даже лучше, чем ты.
Работники системы образования прекрасно знают о том, что с 2019 года в Камышловском педагогическом колледже реализуется проект по развитию наставничества в педагогическом образовании Свердловской области «Старт в будущее». Внимательные читатели наверняка также отметили этот факт, поскольку мы уже не раз рассказывали о событиях и участниках проекта на страницах газеты.
В 2022-2023 учебном году проект работает уже пятый сезон. Руководит им заместитель директора педколледжа, кандидат психологических наук И.Ю. Устьянцева. С проектной командой педколледжа активно сотрудничают 998 участников из образовательных учреждений 14 территорий: Камышлова и Камышловского района, Талицы, Пышмы, Ирбита и Ирбитского района, Богдановича, Сухого Лога, Белоярского, Каменска-Уральского, Тюмени и других.
Поскольку есть наставники, в проекте обязательно есть и наставляемые, те, с кем педагоги-стажисты делятся знаниями и опытом. Это молодые специалисты, стаж работы которых ещё невелик, и студенты педколледжа. Форм, методов и способов взаимодействия наставников и наставляемых немало. Сегодня мы знакомим читателей с преподавателями педколледжа, у которых сложился интересный профессиональный тандем. В чём его особенность, рассказывает методист, преподаватель педагогических дисциплин А.В. Якимова, которая является наставником для молодого специалиста С.А. Бубенщиковой:
– В проекте я участвую с самого начала, хотя наставником стала начиная с четвёртого сезона, – говорит Анна Викторовна. – В колледж пришла работать наша выпускница Светлана Анатольевна Бубенщикова, и я теперь являюсь наставником молодого специалиста. В прошлом году это был опыт передачи технологий, мы выбрали для этого кейс-метод. Придерживаясь этапов наставничества, вначале мы знакомились, выявляли профессиональные интересы, дефициты. Затем я рассказывала, как применяю в своей практике кейс-метод (раскроем профессиональную терминологию: кейс-метод – это процесс анализа конкретных ситуаций, он позволяет применить теоретические знания к решению конкретных практических задач – прим. ред.). Светлана Анатольевна посещала мои занятия. Потом сама начала включать в свои занятия элементы кейса, и я присутствовала на её профессиональных пробах.
С.А. Бубенщикова добавляет:
– Наставничество открывает возможности посмотреть на какое-то дело глазами старшего коллеги. То, что ты в силу опыта иногда не замечаешь, упускаешь, наставник подскажет и покажет, как надо. Работать гораздо легче (в моральном плане), когда есть люди, у которых можно узнать полезную информацию. А когда ты сам осваиваешь что-то новое и полезное, тоже хочется этим поделиться.
В этом году педагоги перешли на новый уровень наставничества: равный равному. Произошли некоторые изменения в содержании и самом процессе профессионального взаимодействия. Есть такое понятие – «реверсивное наставничество» (проще говоря, возвратное), когда происходит процесс профессионального взаимообогащения.
– В данном случае Светлана Анатольевна тоже наставляет меня, делится опытом использования визуализации в образовательном процессе, – продолжает А.В. Якимова, – я являюсь одновременно и наставником, и наставляемым. Я у неё учусь, она – у меня. Мы участвуем в различных методических формах, которые предусмотрены проектом наставничества. Работа с молодым специалистом позволяет обобщить тот опыт, который я уже имею. И это очень важно, поскольку профессионально растёшь благодаря тому, что наставляешь другого. Растёшь вместе со своим наставляемым. Кроме того, постоянное общение со Светланой Анатольевной в профессиональной среде позволяет мне видеть проблемы, которые есть у молодых специалистов, поскольку это ещё и поле моей деятельности как методиста.
Задача наставника – не быть всё время рядом с наставляемым, а сопровождать и в итоге стать ему ненужным, вот конечная цель: чтобы он сам мог выстраивать траекторию своего профессионального развития. Придумано это не сегодня. Институт наставничества – важная составляющая на любом предприятии, производстве, не только в системе образования. Эта система была хорошо развита в Советском Союзе, основывалась на профессиональной преемственности. И то, что сегодня мы возвращаемся к старым традициям, позволяет надеяться, что эти традиции не потеряны и впереди большие перспективы.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Преподаватели педагогического колледжа, участники проекта по развитию наставничества в педагогическом образовании Свердловской области «Старт в будущее» Анна Викторовна Якимова и Светлана Анатольевна Бубенщикова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»