К 70-летию Победы
Её привыкли в деревне называть просто тётя Соня. Так обращаюсь к ней и я, хотя разница меж нами – 60 лет. Невысокая, милая, уютная. Морщинки-бороздки вдоль и поперёк пролегли по лицу. Она из тех крепких женщин старой закалки, которые попадаются на жизненном пути всё реже и реже. Ей 90.
Софья Степановна Денисова родилась в селе Никольском в 1923 году. Родители работали в колхозе.Где ещё трудоустроиться сельскому человеку? С ранних лет, получив четыре класса образования, работала в колхозе и она. Рассказывает, а сама потирает левую ногу: болит. Отчего болит, спрашиваю. «Дело давнее, – отмахивается тётя Соня. – В военные годы убирали хлеба. Я ехала на приступочке у комбайна и держала мешок, в который сыпалось зерно. Набираешь полный мешок и на ходу закидываешь в телегу. Лошадь с телегой, управляла которой Людмила, бежала рядом. Так вот неловко как-то повернулась и упала с приступочки-то. И по мне проехала телега с соломой, шедшая вслед за комбайном. Повредила ногу: сосуды разорвало кровяные… Погрузили меня в телегу, привезли домой. Нога распухла, стала, как бревно. Три дня лежала дома, потом отец увёз в больницу, там я лечилась ещё два месяца. Ноет нога с тех пор…»
Болят старые раны у наших тружеников тыла. Ох, болят. А они не сетуют, не ноют, как не ныли и тогда, когда было «всё для фронта». Все работали. И не было сил и времени жаловаться. Тетя Соня вспоминает, как от колхоза посылали на разные работы: «Для каждого времени года свои. Летом заготавливали торф. Парни торф режут железными такими угольничками, а мы – девки – на тачках брикеты возим и складываем, чтоб сохли».
Но самые трудные работы были зимой. К тому времени на фронт уж совсем всех забрали, опустела деревня, остались из мужиков одни старики (из Сониной семьи на войну ушли два брата). Посылали на лесозаготовки. Лихо девчонкам управляться с лесом? Лихо не лихо, но справлялись. Работали с утра до позднего вечера. Сосны толстенные – руками не обхватить. Сначала притаптывали ногами снег возле лесины со всех сторон, затем начинали топором подрубать с одной стороны. А уж потом пилить двухручной пилой. С одной стороны одна тянет, с другой – вторая. И не помнит она сейчас, были ли нормативы, которые надо выполнять. Как не помнит и то, сколько времени уходило на то, чтобы свалить одну сосну.
Жили в бараках. Приходили уставшие, мокрые до нитки от снега. Лопотинку свою вешали сушить у железных печей, а просохнет ли она до утра – большой вопрос. Которое высохнет, а которое только согреется. Кормили раз в день в столовой, суп – вода да капуста. Остальное готовили сами. Привезёшь из дома картошку – будут печёнки. Кончилась картошка – тем и сыт.
А однажды послали от колхоза на работы Софью и ещё одну девчонку в Алтынай. Грузили в вагоны двухметровые брёвна. Тяжело, но таскали. На день выдавали строго по килограмму хлеба. И откуда браться силам? Холодно, желудок пустой, брёвна тяжёлые. Свой паёк они съедали раньше положенного срока, а еды больше никакой не давали. И девчонки не выдержали, сбежали. Просто ушли ночью узкоколейкой в домашнюю сторону. Пурга, снег, ветер. Но путь был только вперёд. На ночлег попросились в одной деревне, люди добрые пустили. Хозяева избы варили на печке картошку, вкусно так пахло, сводило судорогой желудок… Соня и спутница её еды не попросили, знали: у хозяев самих в обрез. Пригрели на ночь, и на том спасибо. До дома добирались три дня…
После войны жить лучше стали. Но голодно, ой как голодно было. Ели лепёшки из конёвника и мёрзлой картошки. Соня вышла замуж, родила детей. На сегодняшний день семья у нее большая: дети, правнуки. Подрастает самая маленькая – праправнучка Кира.
Больше 20 лет Софья Степановна проработала в детском саду поваром. Хотя кто такой повар в то время? Одна на кухне во всех лицах. Принести дрова нужно с вечера, потому что готовили всё на печи – раз. Натаскать воды из колодца – два. Сходить за молоком на ферму – это три. Бидоны с молоком тётя Соня носила на коромысле. И дорога неблизкая до фермы, километра полтора-два по поскотине. А в детском саду тогда (50 лет назад) было 70 ребятишек. И 60 из них оставались на неделю, родители забирали их только в выходные. Кормили четыре раза в день. Как всё успевала? Готовила на такое количество одна. Дети её любили, прибегали поздороваться. Приоткроют дверь, голову просунут, а тётя Соня их чем-нибудь угостит. Потому и зовут её и по сей день все просто и ласково – тётя Соня…
Тамара МАКАРЕНКО, внештатный корреспондент
© Редакция газеты «Камышловские известия»