Ср, 24 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Ср, 24 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Разные судьбы
15 октября 2019, 12:00

Разные судьбы



Международный день сельских женщин.  

Далеко Кочнево от райцентра, всё меньше остаётся жителей в когда-то большом селе, где было несколько отделений богатого совхоза, пустеют одна за другой соседние деревушки. Совсем мало жителей осталось в Ерзовке, опустела Мельникова, откуда родом наши героини, с которыми недавно познакомились на районном конкурсе «Лучшее сельское подворье». Выходим из машины около симпатичного коттеджа, нас встречают соседки – Валентина Алексеевна Усманова и Антонина Борисовна Кочнева. Идём в дом.

– Проходите скорее за стол, – с порога приглашает хозяйка.

Нас уже ждали – и дымящаяся картошечка, и огурчики свежие-солёные-маринованные, и салат, и пироги. И хозяйка, Валентина Алексеевна, до того решительная и бойкая на язык, что мы с фотографом Андреем Геннадьевичем садимся за стол, не пытаясь спорить. Шансов отказаться от «пира горой» с утра пораньше – никаких.

Живут две соседки, Валентина Алексеевна и Антонина Борисовна, в большом коттедже на две семьи с 1984 года. Всё рядом: квартиры, огороды. И простые деревенские судьбы у этих женщин.

Хозяйка не переставая хлопочет, доставая всё новые разносолы. «Да вы не беспокойтесь, садитесь к нам!» – «Я успею!».

Наконец усаживается напротив и начинает рассказывать о своём житье-бытье.

– Давно живу, забыла уже всё…

Это, конечно, шутка. Потому что шутками-прибаутками-частушками сыплет Валентина Алексеевна не переставая, и каждая – в самую точку. Родом она из Ерзовки. Всю жизнь работала на ферме – и скотницей, и телятницей, и дояркой, и бригадиром. Три года была в Ерзовке зав­клубом, на несколько лет уезжала в Свердловск, работала на заводе. Но городской жительницей так и не стала. Вернулась домой, вышла за ерзовского парня, и началась жизнь семейная, две дочки родились, куда тут уедешь.

– Вы сидите, – спохватывается хозяйка, – я комбикорма в еду поросёнку добавлю.

Поросёнок, да кошка, да большой сад-огород – такое сегодня хозяйство Валентины Алексеевны.

Про свою жизнь рассказывает Антонина Борисовна: родилась и выросла в Мельниковой, мама была разнорабочей в совхозе, отец – трактористом. В семье шестеро детей, дочка – одна. Только рано осиротела семья: с шести лет Тоня осталась без мамы. Школу оканчивала в Кочнево, каждый день за шесть километров то пешком, то на попутках. Впрочем, это было нормально для того времени, большинство детей из соседних деревень так в школу и бегали. А после школы выучилась на зоотехника.

– Но по специальности не работала, – говорит Антонина Борисовна. – Зоотехников в совхозе и так хватало. Поработала бригадиром фермы сначала в Ерзовке, потом в Кочнево. Но голос у меня не командный, трудно было. Один человек как-то мне сказал: тебе бы в садике работать, нянечкой. А тут как раз в детском саду место освободилось, вот и пошла туда. Детки были по полтора года и даже меньше, очень мне нравилось с маленькими работать, наверное, это моё было дело.

Однако в 1990-е группы в садике стали расформировывать, молодёжь сократили, оставив только опытных сотрудников. Куда деваться? Устроилась в школу, где трудилась почти 10 лет, – кухонным работником, потом лаборантом. Варить раньше, говорит, не любила. Но пришлось всему научиться. И сейчас, уже 15 лет, рассказывает Антонина Борисовна, она повар в детском доме. С мужем у них трое детей и 11 внуков!

Читайте также:  Гаяне – значит «семья»

Возвращается Валентина Алексеевна, и все вместе продолжаем разговор про жизнь сельскую. Всё, говорят мои собеседницы, у нас стандартно, всё как у всех. Не стала спорить: возможно. Подниматься до петухов, не совсем проснувшись, управляться по хозяйству и бежать на ферму – и так изо дня в день, а сейчас получать за свой труд 15 тысяч пенсии («Где больше-то взять?»), из которых почти шесть уходит на коммунальные платежи – пожалуй, да, это стандарт.

Чтобы получить добавку к пенсии, до 30 лет стажа Валентине Алексеевне не хватило всего четырёх месяцев. Потому что были 2000-е, совхоз разваливался, работать на ферме было некому, осталась тогда почти одна на всё отделение, не выдержала и ушла. Кто же знал, что жизнь потом так повернётся…

Спрашиваю, почему в город не уехали ни тогда, ни сейчас, ближе к детям.

– Деревня, конечно, неперспективная – работать некому, да особенно и негде, – размышляет Антонина Борисовна. – Молодёжи мало в селе осталось, но в городе не смогу: шумно, суетливо. А дома благодать: тихо, спокойно…

За разговорами незаметно пролетел час, пора и честь гостям знать. Окидываю взглядом ещё раз порядок во дворе, в палисаднике – и прощаемся с хозяевами. Правы мои собеседницы: здесь действительно благодать: красиво, спокойно, воздух осенний такой «вкусный» и «густой», хоть ножом режь. И жизнь сельских женщин тоже несуетная, наполненная с утра до вечера трудом да заботами, хотя судьбы у всех – разные…

Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Антонина Борисовна Кочнева и Валентина Алексеевна Усманова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.