Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 26 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Рукопись протоиерея
14 июня 2019, 14:00

Рукопись протоиерея



Истории прошлых веков.

В 1999 году на запрос клуба путешественников «Гренада» из Русского Географического общества Санкт-Петербурга пришла рукопись, написанная протоиереем Камышловского Покровского собора В.А. Прибылевым. Из документов государственного архива Свердловской области (ГАСО) известны страницы его священнической биографии (ф. 285, оп. 1, д. 43; ф. 6, оп. 8, д. 5), однако на этот раз он интересует нас ещё и как автор рукописи «Замечания, составленные о жителях города Камышлова Пермской епархии, и в окрестностях оного находящиеся, сообразно данным на сей предмет руководством. 1850 г.».

Рукопись интересна, познавательна и не потеряла своей актуальности и сегодня, ведь Василий Александрович писал не об абстрактных бытовых картинах повседневной жизни губернии, а описывал быт, убранство в домах и дворах жителей нашего города в середине ХIХ века.

Домашний быт

Жилища крестьян, коих сословие не позволяет устраивать их по примеру городских жителей и купцов, а главное привычка к простому образу жизни имеют большею частью единообразное устройство. Почти все дома у них состоят из двух отдельных срубов, соединяемых между собою сенями, то есть пространством холодным, в коих вход бывает средь крыльца. Одна половина, где обыкновенно живёт вся семья, называется избою, а другая, где хранятся разные домашние вещи, называется горницею или клетью. Впрочем, название горницы преимущественно принадлежит малой комнате, в которой есть печка, несколько окошек и которая потому отапливается хоть на время праздников и содержится в опрятности. Такое устройство горницы есть принадлежность более зажиточных крестьян.

Клеть же есть собственно холодная изба с одним или несколькими маленькими окошками. В жилой избе устраивается большая стряпущая печь, на которой удобно можно лежать пяти человекам. Печи кладутся или из кирпича, или бьются из глины. У печи всегда бывает труба, и в здешних местах почти нигде не видно дымных или дымовых изб – с трубою деревянною. Пониже печи, а не горизонтально с нею, устраивается из досок лежанка или так называемый голбец, дабы, если будет на печи слишком жарко, то можно было бы лежать на этом голбце. Голбцы сие бывают иногда забраны досками со всех сторон, по одной которой-нибудь дверцы, для прохода через лестницу в подполье, которая также называется голбцем нижним. Иногда нижний голбец устраивается и без глухой заборки, и в таком случае под верхним голбцем делается подъёмная дверь, именуемая западней, подобно как в погребах.

Читайте также:  Новый формат

На противоположной стороне от печи делаются полати из досок, укреплённые одним концом в стене, а другим – в поперечный брус, который от стены протягивается до печи: полати бывают в ширину соразмерно величины избы; впрочем, большею частью шире печи. От трубы печной вдоль избы до передней стены вбивается полка, называемая грядка. В праздничные и воскресные дни от печи до стены навешивается на полочке или на железном пруте, прикрепляемом к грядке, из узорчатого домашней работы холста или из другого чего занавес. Пространство в избе за занавесом, к печке, называется середа, а окошко середы, если оно бывает где маленькое, именуется кутным.

В переднем углу на полке ставится несколько образов, за которые кладётся несколько кусочков ладану и колодочки со свечами, если у кого есть. Над образами почти во весь год хранится верба, полученная кем-либо из семейства в Вербное воскресенье в приходской церкви, другие какие-нибудь украшения делаются перед образами; например, у иных высится на вырезанной бумаге красное или золочёное яичко; у других – лампада. Замечательна, однако ж, черта у большей части здешних жителей, что святые иконы держат в чистоте и опрятности; а многие иконы ставят даже такие, которые совершенно полиняли от времени, и нельзя даже разобрать, какого святого изображён лик на оных.

На полу в переднем углу стоит стол; а от переднего угла по ту и другую стороны – лавки, они составляют единственную мебель. Вверху сверх образов параллельно лавкам приделаны к стенам доски, называемые полицы или полки. Незадолго перед сим печи клались ещё без труб, и во время топки дым, выходя из печи, затягивал собою всю избу от порога до половины избы и выходил из оной чрез отверстие, сделанное вверху в стене и потом – чрез приставленную к нему дымовую трубу деревянную; от чего потолок и верхняя часть стен были чёрные и запылённые. Неудивительно, что от сего случались пожары, и крестьяне сами, увидев неудобство это, время от времени начали делать печи с трубами, так что в настоящее время редко где можно встретить дымовую трубу в доме, и то разве у бедных.

(продолжение следует)

Материал подготовил Юрий ВАСЬКОВ
На фото. В жилой избе устраивается большая стряпущая печь, на которой удобно могут лежать пять человек.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.