Чт, 1 Окт. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
14 ноября 2011, 10:00

След на мокром песке



14 ноября – Всемирный день логопеда

Сегодня каждый четвертый дошкольник имеет нарушения речи, некоторые из них сопутствуют задержке психического развития. Невнятная речь ребенка затрудняет его общение с людьми, дети становятся молчаливыми, застенчивыми и даже раздражительными, пополняя в школе ряды слабоуспевающих, теряющих интерес к учебе, а в дальнейшем – к жизни. Таким детям требуется особая помощь универсальных специалистов.

«Голубая кровь»

Слово логопед греческого происхождения: «логос» означает «слово», «пайдео» – «учить, «воспитывать». Предметная область этого специалиста очень широка: учить ребенка правильному произношению звуков, грамотной речи, развивать словарный запас и умение ясно выражать мысли. Не случайно, логопед – это особая каста в образовании, так называемая «голубая кровь».
Они и медики, и психологи, и педагоги в одном лице. И, конечно, «узкие» специалисты, знающие все о развитии детской речи, особенностях воспитания ребят с речевыми патологиями, умеющими работать и с умственно отсталыми и слабослышащими детишками. А еще любящие детей, коммуникабельные, спокойные и артистичные. Хорошо, когда логопеды есть в каждом детском саду, в школе. Парадокс, но в последние годы этих специалистов в образовательных учреждениях становится все меньше, а детей с нарушениями речи – больше. И похвастаться логопедической службой могут единицы руководителей ОУ и детсадов.
Школе № 7 есть чем гордиться: с 2000 года там работает логопедический кабинет, два учителя-логопеда ежедневно занимаются с детьми, причем и с дошкольниками (в здании школы – детсад «Семицветик»), и с учениками. Более того, для всех учащихся начальных классов раз в неделю проводится урок «Коррекция устной и письменной речи». Чтобы узнать подробнее о деятельности логопедической службы, иду в школу.

«Зарычал» сегодня Саша

Такой радостной новостью еще на пороге кабинета делится со мной учитель-логопед Н.Ю. Кузнецова. Оказывается, этот мальчик раньше сильно картавил, а сейчас, сидя перед зеркалом, радостно «рычит» – р-р-ыба, р-р-емень, кар-р-та. А потом счастливый бежит в свою группу. А я остаюсь, чтобы задать несколько вопросов Наталье Юрьевне Кузнецовой (работает «узким» специалистом в этой школе 11-й год) и Татьяне Борисовне Поторочиной (имеющей приличный опыт в логопедии, в школе № 7 второй год).

– Сейчас часть малышей не посещает детсад, а как родителю определить, что у ребенка есть проблемы с речью?
Н. Кузнецова:
Бить тревогу и обращаться к логопеду необходимо, если ребенок не разговаривает фразами, в его лексике несколько лепетных и искаженных слов, если в общении с окружающими малыш не пользуется речью (предпочитает жесты, мимику), не соотносит слова с предметами и действиями, гнусавит, картавит, заикается, шепелявит и т.д.
– Как вы работаете с детьми, имеющими проблемы с речью?
Т. Поторочина:
Логопедическая работа ведется, начиная с детского сада и до окончания начальной школы. В нулевой и первый класс поступают дети практически все с нарушениями речи. Проводим диагностику и делим на группы, в соответствии со структурой дефекта. В одной группе, например, четыре человека с одним диагнозом, в другой – шесть. Много индивидуальных занятий. Для всех детей проводятся уроки по коррекции устной и письменной речи.
– Видела, как ребята делали себе массаж лица, как мне показалось, профессионально. Какие еще нетрадиционные приемы используете в работе?
Н. Кузнецова:
Подбираем средства, решающие две задачи: коррекция психоречевых функций и оздоровление организма ребенка в целом. Поэтому широко применяем аромо- и фитотерапию. В медицинском кабинете есть специальный аппарат для процедур, дети проводят полоскание рта травами. Мы прошли курсы по основам разного вида массажа, практикуем его на фоне спокойной классической музыки. Дети после нескольких занятий делают самомассаж. А еще крио (холод), аурикулярный (ушных раковин), точечный, расслабляющий, развивающий массаж.
Почему дети любят в песке копаться? Снимается мускулатурное напряжение, психомоторное состояние стабилизируется. В теплое время года проводим песочную терапию, а зимой ребята «копаются» в манке. Оправдывает себя и очень нравится малышам су-джок-терапия (дети ходят по специальному коврику), так массируются нервные окончания стоп.
Т. Поторочина: У детей с нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Упражнения преподносятся в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. В занятие включаются игры и упражнения на развитие памяти, восприятия мышления и воображения. Конечно, я рассказала лишь об основных моментах логопедической коррекции.

Чтение или мультфильмы?

– Такое логопедическое сопровождение дает свои плоды?
Т. Поторочина:
Конечно. У ребенка появляется уверенность, он хорошо адаптируется в социуме. И дети доказывают это. Ребята участвуют в мероприятиях различного уровня, умело создают интеллектуальные, творческие проекты и просто преуспевают в труде и учебе.
– Многих взрослых тревожит вопрос: что благоприятнее сказывается на развитии речи – чтение книг или просмотр мультфильмов?
Н. Кузнецова:
Гораздо важнее общаться с ребенком лично. Если малыш с папой прочитает интересную книжку, с мамой рассмотрит картинки, с дедушкой нарисует или раскрасит главных героев, а бабушка на ночь расскажет добрую сказку – этот ребенок будет развиваться и чувствовать себя уверенным в жизни.
– И какие советы вы можете дать родителям?
Н. Кузнецова:
Успех занятий зависит не только от специалистов, но и от родителей. Обязательно занимайтесь со своим ребенком. Чтобы научить детей правильно говорить, нужно говорить с ними правильно. И помните: ваши слова и действия отпечатываются в сознании ребенка, как след на мокром песке.

Ирина ПЕТРОВА.
Фото Андрея Зайкова.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 2 комментария
  1. Рублев Владимир Аркадьевич:

    И снова родители. Проще ребенку подсунуть мультик, занять его чем-то, чтоб он не мешал. Читать с ребенком и говорить с ним нам некогда.., а где и когда слышать речь? Как тут научишься говорить?

  2. Юлия Александровна:

    Да, нет, Владимир Аркадьевич, если у ребенка патология развития речи, то одного разговора родителей и чтнения книг не достаточно, необходимо профессиональная помощь логопеда, невролога. Они владеют спец. методиками и инструментами, позволяющим откорректировать дефекты речи. Логопеды очень необходимы в детских садах, школах и поликлинике.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: