Галина ШИПИЦЫНА
В 1995 году дата 22 октября была объявлена Международным днём заикающихся людей. Сегодня это повод вспомнить, какие проблемы испытывают те, кто страдает таким речевым недостатком. Льюис Кэрролл, Роберт Рождественский, даже Мэрилин Монро и Элвис Пресли были заиками. Рассказать об особенностях данного процесса мы пригласили учителя-логопеда, учителя-дефектолога Обуховского детского сада № 2 «Улыбка» А.В. Кузнецову.
– Анна Викторовна, как давно учёные исследуют заикание?
– Идёт это ещё со времён величайшего древнегреческого оратора Демосфена, который, как известно, страдал заиканием и, чтобы избавиться от этого недуга, выходил на берег моря, набирал в рот камушки и так пытался разговаривать. И это помогало! В ту же эпоху Гиппократ связывал заикание с накоплением влажности в головном мозге, которая вызвана состоянием всего организма. А Аристотель связывал заикание с патологией в периферическом речевом аппарате. Но всё же я хочу начать с термина. Только в нашем языке название этого процесса происходит от слова «икать». Русский язык очень образен, и кому-то когда-то показалось, что тот, кто делает в речи запинки, как будто икает. В других языках этого нет.
Затем был «кровавый» период лечения заикания, когда «у руля» стояли отоларингологи, которые считали, что надо исправлять периферический речевой аппарат, а делать это можно было только хирургически. Поэтому людям отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали маленький язычок, уздечку.
На следующем этапе проблемой занялись психиатры и пришли к выводу, что заикание – это результат судорожного закрытия голосовой щели либо чрезмерно быстрого вдоха. И в то же время – несогласованность процессов мышления и речи, недаром в народе существует мнение, что язык не успевает за мыслями. Была и точка зрения, что это результат испугов, инфекционных болезней либо подражание другим заикающимся.
Однако установлено, что всё это – провокационные, но не причинные факторы. Испуг испытывают многие дети, но заикаются далеко не все из них. Если предрасположенности нет, то ни испуг, ни инфекции не станут причиной заикания.
– В каком возрасте примерно дети начинают заикаться?
– Это может проявиться в возрасте примерно с двух лет. Появилась речь – могут появиться и запинки. Если ребёнок начинает запинаться во время говорения, всегда нужно обращать на это внимание. При этом заикание возникает только в детстве. Если ребёнок в раннем возрасте делал запинки, а потом они сами собой ушли, есть опасность, что заикание проявится в другом возрасте. Это рецидивирующее заболевание.
– Что же всё-таки может стать его причиной?
– Причин много. Академик Иван Петрович Павлов, например, выдвинул идею нарушения соотношения подкорки и коры, процессов возбуждения и торможения. Это тоже вошло в теорию заикания как косвенный фактор. Называют в качестве причин инфекционные заболевания, косноязычие, подражания, падения, испуги и даже леворукость при жёстких методах переучивания. Сейчас, кстати, выявлено, что очень многие заикающиеся – явные или скрытые левши. Потому что у левшей правое полушарие, которое отвечает за эмоции, активнее, чем левое – рациональное. Если появляется провоцирующий фактор, то рациональное вступает в конфликт с эмоциональным, это уже много значит для возникновения заикания.
Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Потому что для девочек активность правого полушария – «родная». Им разрешается поплакать, покапризничать. А из мальчиков с детства воспитывают мужчин и внушают: «Не плачь, ты же мальчик». Поэтому для них возбуждение правого полушария – «неродное». И если оно всё-таки преобладает, то сбивается межполушарное соотношение, может возникнуть заикание. Девочки в этом плане более адаптивны и выносливы.
– То есть это не дефект дикции, а заболевание?
– В большей степени. Оно имеет отношение к неврологии и головному мозгу в частности.
– Передаётся ли заикание генетически?
– Существует природная предуготованность к заиканию, в этом случае может передаваться по наследству. Но заикание возникает в период от двух до семи лет, и если не проявилось, то даже будучи генетически запрограммированным, этот ребёнок не начнёт заикаться. Для этого нужен провоцирующий фактор – какое-то агрессивное влияние внешней среды. Если такого не произойдёт, ребёнок перерастёт этот возраст, и всё будет хорошо. Интересный факт: у однояйцевых близнецов набор генов совпадает, и очень часто если они заикаются, то оба. А вот у гетерозиготных (двойняшек) набор генов идентичен примерно на 55%, и только 3,19% из них оба заикаются.
– Люди заикаются по-разному. От чего это зависит?
– Прежде всего от вида заикания. Оно бывает органическим, его ещё называют неврозоподобным, и функциональным – невротическим. Они отличаются. Функциональное заикание – это особый невроз – логоневроз, часто вызванный логофобией – страхом речи. Это заикание имеет волнообразное течение. Когда человек сильно возбуждается – плохо говорит, успокоится – лучше. С возрастом такое заикание имеет тенденцию к угасанию.
Органическое заикание отличается стабильностью. Такой ребёнок будет говорить одинаково в любых ситуациях и независимо от своего состояния. Эти дети мало стесняются своего заикания, редко предчувствуют, что будет запинка в речи.
Локализация запинок (или судорог) бывает в трёх отделах речевого аппарата – артикуляционном, голосовом и дыхательном. Самые тяжёлые формы заикания – дыхательные, потому что с дыхания начинается речевой акт. Чуть менее сложные – голосовые, более лёгкие – артикуляционные. Бывает, все типы смешиваются, когда три отдела речевого аппарата находятся в судорожном состоянии.
Сами запинки в речи бывают клоническими и тоническими. Клонические – это повторения звуков, слогов, чаще всего в начале фразы или слова. Тонические – когда речевой аппарат «застывает». Спросишь: «Как тебя зовут?» – и всё, замолчал на первом же звуке, «задохнулся».
– Заикание можно вылечить?
– Есть утверждённые методы коррекции – это тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Заикающихся учат правильно дышать, тренировать диафрагмальное дыхание и ритмизированную речь, правильно подавать голос и артикулировать. Если начать работать вовремя, когда только заметили, что ребёнок запинается в речи, убыстряет или, наоборот, резко начинает замедлять её темп, это значит, что он бессознательно уходит от заикания.
Если кто-то вам скажет, что начал заикаться в 15 или 20 лет, то знайте, такого не может быть. Значит, его заикание было упущено. Оно всегда идёт из детства и не бывает физиологическим, хотя у детей может быть довольно милым. Рина Зелёная, например, сделала из своего недостатка обаятельный сценический образ.
Взрослого вылечить практически невозможно, но кому-то помогают психотерапия и сеансы гипноза. Несмотря на многообразие методов, ни один не позволяет достичь желаемого эффекта. Потому что современная трактовка термина «заикание» полностью ещё не раскрыта, а чтобы устранить процесс, нужно понять его механизм.
– Приведите пример хотя бы одной методики.
– Вспомним определение заикания – нарушение темпа и ритма речи. Что такое ритм? Это равномерное повторение чего-либо. Речевой ритм можно встретить только в стихах, в свободной же речи его, как правило, нет. Все невротические заикающиеся не затрудняются в чтении стихов или пении. Потому что речь – двухполушарная функция, а ритм – правополушарная. Если стихотворную речь организует ритм, что организует прозаическую? Смысл. Так сейчас учат заикающихся – осуществляя смысловую программу, делить речь на смысловые отрезки – синтагмы. Делать логические акценты и паузы. Для заикающихся это самое сложное, они не могут синтагмировать по смыслу, поскольку это левополушарная функция.
Или, например, задание – произнести фразу: «В этом году много яблок выросло», простукивая её ритм. Речь при постоянно заданном ритме сразу налаживается. Начинают занятия обычно с проявленного ритма, а заканчивают скрытым, нивелированным. Любой заикающийся может овладеть ритмизированной речью, но часто за пределами занятия снова начинаются запинки. Хотя ничего, казалось бы, не мешает для ровной речи считать в уме. Однако для этого нужно поступиться речевой экспрессией. А эмоции – проявление личности, которую человек рефлекторно стремится обнаружить в речи. Если он будет при этом в голове отстукивать ритм, потеряет экспрессию. Поэтому часто заикающиеся люди молчат, стесняются, замыкаются в себе. Взрослым помогает психотерапия.
– И в завершение: посоветуйте, как быть родителям, если у ребёнка обнаружилось заикание?
– Ни в коем случае его нельзя сажать «под колпак», нужны обычные условия, как для обыкновенного ребёнка. Закаливание, спорт. Потому что если он растёт в тепличных условиях, любой стресс спровоцирует усиление либо возвращение заикания.
Родители, зная, какой у ребёнка ритм речи, должны отслеживать его. Если он убыстряется либо замедляется – это первые звоночки, чтобы обратиться к специалисту, уйти от стихов, песен хотя бы на некоторое время. Много выразительно читать вслух. Заинтересовывать, учить строить фразу, повторять за взрослым и самому строить смысловую программу своего высказывания.
– Спасибо, Анна Викторовна, за очень интересный разговор.
К сведению
Английский король Георг VI страдал от заикания. Однако он упорно занимался под руководством австралийского логопеда-самоучки Лайонела Лога и в результате почти полностью избавился от недуга.
Фото: Учитель-логопед, учитель-дефектолог Обуховского детского сада № 2 «Улыбка» Анна Викторовна Кузнецова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Анекдотов много про заик.