Далёкое-близкое.
15 ноября 1950 года, после демобилизации из армии, я пришёл работать на ремонтно-механический завод («Лесхозмаш») слесарем-инструментальщиком. Около него были два искусственных озера. Одно – напротив завода, через дорогу, на ул. Горького. Второе – с южной стороны, ближе к Пышме. Это второе озеро начиналось в трёх – четырёх метрах от стены литейного цеха за территорией предприятия. Летом на его берегу зеленели травой лужайки, на которых в хорошую погоду, в обеденный перерыв, мы и ели (столовой тогда на заводе не было).
Фасад левой части главного здания казённого винного завода № 5 (позже – Лесхозмашзавод). На третьем этаже этого здания находились чаны с вином
Завод работал тогда в три смены. Заказов было много, и мы часто оставались после смены. Это называлось у нас «вечеровками». В то время на заводе сварщиком трудился В.П. Пермикин. Он частенько после работы запрягал в телегу корову, грузил лодку, сеть, а затем с зятем и дочерьми ехал на озеро ловить рыбу (водилась она там в большом количестве). И вот однажды в одну из таких вечеровок Василий Петрович заглядывает к нам в инструментальный и говорит, что они с зятем закинули сеть, а вытянуть не могут – помогите, братцы! Мы, смеясь и подтрунивая (видимо, немало рыбы попало!), пошли помогать.
Сеть действительно тянулась очень тяжело, но всё же тянулась. И мы её вытянули! Но каково же было наше удивление, когда вместо рыбы в ней увидели… деревянный бочонок литров на сто, покрашенный серой краской и покрытый чем-то вроде воска. Вот так улов! Мы предложили Василию Петровичу вскрыть бочонок, но он, вместе со своими домочадцами, ни слова не говоря, погрузил его на телегу и уехал. Сколько мы потом ни спрашивали, что было в бочонке, он молчал, не отвечал.
Прошло лет пять. Однажды я пришёл к нему – надо было что-то заварить. В тот день Василий Петрович оказался в хорошем расположении духа и был не против поговорить. И мы, слово за слово, вернулись к тому бочонку. Я напрямую спросил: что там было? И он ответил: вино. Вот так байка, рассказанная В.Я. Новиковым, оказалась правдой.
Я напрямую спросил: что там было? И он ответил: вино
Много лет до закрытия завода в этих помещениях были душевые механического участка. На втором этаже – мужские, на третьем – женские. А озеро, в котором утопили бочки с вином, сейчас на три четверти, а может, и больше, засыпано выграночным шлаком, и сколько в нём их похоронено, уже не узнать. Другое озеро, через дорогу от завода, совсем засыпано.
А вот что записала в своём дневнике гимназистка Варя Щеглова (Варвара Михайловна Мещерякова) в 1919 году: «19 июля. Городские власти покинули город, а сегодня снова появились. Кто-то отдал приказ, и с винного завода в реку выпустили спирт…».
Было это сто лет назад…
Игорь БАЛЫБЕРДИН, ветеран войны, краевед
Фото из личного архива И.В. Балыбердина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Как это можно сетью бочку поймать?Для этого она должна плавать и запутаться в сетях. А из какого сырья вино делали,интересно?Пусть краевед расскажет.
Его тут не делали, Только хранили
Классно! Целая бочка вина .
Сказка передаваемая из покаления в покаление.
Николай писал(а): :
дак может и плавала пустая.
Что-то не поверю что 100-литровую бочку полную вина, можно сетью вытянуть. Это какая сеть должна быть, чтоб такой вес выдерживать? Да и если и была бы, кого там ловить в этом озере сетью? Не думаю, что там такая рыба водилась, чтоб с такими сетями интерес туда на рыбалку толпой ходить было.
У спирта, и само-собой у вина, которое является раствором спирта в воде плотность ниже, чем у воды, да и сам материал бочонка-мокрое дерево, скорее всего имеет плотность, как вода, ну, может немного побольше, в любом случае деревянный бочонок с вином должен плавать. Думаю, что эта семья рыбаков увезла бочонок с чем-то, но точно не с вином. А про вино сказали для отмазки. Может и правда, там ценности были какие-нибудь. Люди уходили с белыми, с собой ценности не возьмёшь, отберут по дороге, а так, всё-таки есть надежда вернуться и достать. В принципе, все клады так и прятали, но спрятать в воде-неплохая идея.