Почему МУП «Водоканал Камышлов» на ладан дышит и пустят ли на торги имущество предприятия?
Елена МАРКОВА
Кто руководит стратегически важным объектом? Ведётся ли производственная деятельность? Есть ли деньги на ликвидацию аварий? Будет ли создаваться новый МУП после того, как в мае 2017 года закончится договор хозведения и тем самым завершится последняя стадия банкротства?
Зачем пожаловал?
Казалось бы, на эти вопросы есть очевидные ответы, однако в ходе заседания одного из комитетов Думы депутатам никто не смог чётко на них ответить. Потому в город прибыл исполнительный директор предприятия А.Г. Малышев и вместе с техническим директором Р.О. Лопатиным держал ответ перед народными избранниками (председателем Т.А. Чикуновой, депутатами Н.И. Андреевым и В.А. Лепихиным), исполняющим обязанности главы администрации КГО О.Л. Тимошенко и начальником отдела ЖКХ Л.А. Семёновой.
Два часа Александр Геннадьевич рассказывал о деятельности предприятия и доказывал собравшимся: с его приходом финансовая деятельность, а именно за неё он отвечает, стала налаживаться, деньги на ликвидацию текущих аварий выделяются регулярно, да и вообще есть шанс вытянуть «Водоканал» из дыры. Впрочем, обо всём по порядку.
– Если коротко, то предприятием руководит конкурсный управляющий К.Г. Британов, наши должности вы назвали. Сажаев был снят с должности директора и назначен заместителем исполнительного директора.
В начале процедуры банкротства со стороны отдела сбыта поступали денежные средства за поставленную электроэнергию, затем поток прекратился, деньги выдёргивались непонятно куда. На сегодня платежи сбыта восстановлены, заработная плата выплачивается (была задолженность), ремонты ведутся, деньги на ликвидацию аварий выделяются, это более 100 тысяч рублей ежемесячно. Было подано заявление в областной ОБЭП, ведётся следствие по вопросам финансовой деятельности предприятия.
На грани ЧС
– В прошлом году была объявлена чрезвычайная ситуация, проведены работы на коллекторе, но опасность осталась – единственный илоскрёб вот-вот сломается. Как решается вопрос по приобретению нового?
– Это вопрос уже к нам, – взял слово О.Л. Тимошенко. – 23 сентября подписано распоряжение председателя правительства области о выделении денежных средств из резервного фонда на приобретение илоскрёба, соглашение с министерством энергетики и ЖКХ также имеется. Сейчас решается вопрос, с каким заводом заключить договор, так как смета была составлена ещё в августе прошлого года и деньги выделены без учёта инфляции, нам нужно умудриться найти исполнителя, который согласится за эту сумму изготовить илоскрёбы. Срок – два месяца плюс монтаж. Первый планируем установить к новому году, чтобы зиму нормально отработать, весной – второй. Если до этого момента он сломается, будет межрегиональная катастрофа.
– Почему нельзя было заказать илоскрёбы раньше?
– Как только в области выделили денежные средства, мы вплотную занялись этим вопросом. Перед тем как выделить деньги, министерство направило спецкомиссию обследовать объект. В том, что решение по финансированию было приторможено, сыграл роль чёрный пиар, а именно публикации в газетах о том, что ситуация раздута.
– Олег Леонидович, к весне станет ясно, «выживет» «Водоканал» или «умрёт». При худшем варианте, какие действия будут предприняты?
– К ноябрю новый состав Госдумы должен внести изменения в закон о концессии, в частности, все малые города численностью до 250 тысяч человек должны освободить от требования обязательной концессии. Ну какой инвестор позарится на такое разрушенное хозяйство, да ещё и с долгами, которые также лягут на его плечи? Все прекрасно понимают, что малым городам не привлечь концессионеров. После того как данное предложение будет утверждено и вступит в силу, мы сможем продумывать дальнейшие ходы: создавать новое МУП, а если это выйдет на нормальные показатели, то продолжить работу.
Зарплату урежут
– Возможна ли санация* предприятия?
– Сегодня имущество находится в хозведении, – отвечает А.Г. Малышев, – происходит его оценка, затем выставим на торги, в том числе, сооружения, здания очистных сооружений и водозаборов, если никто не купит, тогда оно будет возвращено в муниципалитет. Мы переводим предприятие на четвёртую группу энергопотребления, что позволит снизить тариф на ресурс, производим оптимизацию численности штата и расходов, ведём работу по выявлению незаконных врезок, наладили выставление общедомовых начислений. Нужно провести полную инвентаризацию сетей водоотведения, потому что расходы на их содержание мы несём, а на балансе они не стоят, значит, и в тариф не включены. Эту работу должен выполнить муниципалитет. Мы пробуем наладить экономику, очень жаль, что потеряли лето, к зиме подготовились плохо, но будем исходить из того, что имеем. Процедура вывода из банкротства предусмотрена. Вариант того, что предприятие удастся вывести из убытков, а сегодня мы только Энергосбыту должны порядка 40 миллионов рублей, хотя бы в ноль, вполне реален.
– Оптимизация штата – значит сокращение?
– Да. В прошлом году было сокращено 22 сотрудника, затем троих приняли обратно. В сентябре ещё три сторожа и механик получили уведомления о сокращении. Перевели двух начальников участков в должность мастеров. Кроме того, заработная плата завышена. Если в Богдановиче слесарь получает в районе 13-15 тысяч рублей, то у нас 20. Так быть не должно, будет введена система поощрения, кто хорошо работает, тот хорошо и получит.
– Насколько эффективна работа по выявлению незаконных врезок?
– Подомовой обход мы ведём месяц, начинаем поэтапно проходить все районы города. Примерно знаем, где именно воруют, за это время обнаружено 20 случаев, собственники вынуждены заключить с нами договоры. Рассматриваем вопрос по приобретению прибора, с помощью которого можно определить врезку без посещения дома.
– В каком состоянии находится техника?
– Выяснилось, что с 2011 года не проводился техосмотр, сейчас ведётся эта процедура. Часть техники нерабочая и не эксплуатировалась. Реально используется процентов 30.
Давайте повысим тариф!
Далее Александр Геннадьевич внёс свои предложения. Собственно, на всё был дан ответ: «Это ваша внутренняя работа, организовывайте, как считаете нужным, согласовав с муниципалитетом. Тариф вы можете защитить соответствующий расходам, но для населения он не должен превышать индекс роста инфляции. Разницу возмещает бюджет области. Такие прецеденты есть. Работайте». Так что же волнует исполнительного директора?
– На территории есть масса септиков (выгребных ям). Вряд ли они приняты в эксплуатацию на основании проверки СЭС, но я сейчас не об этом. Люди не платят за утилизацию ЖБО. Они вызывают частника, тот откачивает и хаотично сливает стоки где угодно. Это вызывает переполнение коллекторов. Мы должны прийти к тому, чтобы слив организовывался в одном месте – на очистных сооружениях в посёлке Новом. От выгребных ям нужно уходить и строить централизованные сети.
У нас есть в ведении магистральные сети. Есть участки труб, идущие от фундамента дома до этих сетей. Они нам не принадлежат. Предлагаю администрации передать их в собственность многоквартирных домов и, соответственно, повысить тариф на жилищные услуги. Тогда будет проще обслуживать. В своё время эту процедуру провели в Заречном. Поначалу главу хаяли, но когда люди стали получать качественные услуги, всё нормализовалось.
Фото: Сердце очистных сооружений – илоскрёб. Установлен ещё в 1974 году, работает на последнем дыхании. Каждый день его останавливают для профилактики. Если он выйдет из строя, канализационные стоки напрямую пойдут в Пышму, а это уже экологическая катастрофа всероссийского масштаба. За его состоянием тщательно следят слесари Н.С. Сазанов, С.В. Вагин, В.А. Давыдов и исполняющий обязанности директора МУП «Водоканал Камышлов» И.В. Нестулей (второй справа).
© Редакция газеты «Камышловские известия»