Галина ШИПИЦЫНА
Недавно в редакцию пришло письмо от семьи Протасовых, приводим его полностью: «Наша семья проживает в Богдановиче, так получилось, что болезнь COVID-19 не обошла и нас. Госпитализировали нас в ковидное отделение Камышлова. От всей души хочется поблагодарить коллектив этого отделения, возглавляемого Наталией Александровной Бугровой, врачей А.Ю. Мельникову, С.Н. Яковлеву, медсестёр С. Усольцеву А. Щелконогову, Н. Кашину, А. Никифорову, медбрата К. Вилисова, весь младший обслуживающий персонал за их труд, отношение к больным.
Это не единственный хороший отзыв о работе ковидного, или, правильнее, инфекционного отделения № 2. Мы встретились с его заведующей Н.А. Бугровой, которая рассказала о том, как была организована работа и с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу.
– Наталия Александровна, давайте с самого начала: когда открылось отделение?
– Ковидное отделение открыли в конце октября. С учётом того, что в Камышлове, Камышловском районе и близлежащих территориях выросла заболеваемость этой инфекцией. Однако опыт организации работы такого отделения у нас есть с 2020 года, когда 27 марта появились первые пациенты. С того времени ведётся отсчёт нашей работы. В последние месяцы 2021 года мы принимали пациентов не только нашего города и района, но и из тех территорий, где ковидных отделений не было – Богдановича, Талицы и Пышмы.
В штате семь докторов, восемь медицинских сестёр и восемь санитарок. Отделение рассчитано на 100 коек, и в настоящее время работа его приостановлена в связи с уменьшением количества заболевших.
– Расскажите, пожалуйста, про коллектив, с которым вы работали.
– На сегодняшний день стало больше докторов, которые освоили дополнительную специальность инфекциониста. В общей сложности работало семь врачей, из них три основных – Алёна Юрьевна Мельникова, Светлана Николаевна Яковлева и я. И врачи-совместители Татьяна Михайловна Устьянцева, Елизавета Сергеевна Шаркова, Марина Сергеевна Черепанова, Анастасия Олеговна Созонова. С доктором на смене работали две медсестры и две санитарки. У нас сложился отличный коллектив, в котором все работали в единой связке и с одной задачей: чтобы пациенты выздоравливали.
Про средний персонал можно говорить очень много. Кто-то из медсестёр никогда не работал в стационаре, и для них это было открытием. То же самое и санитарочки – некоторые впервые пришли в медицину, и сразу начали работать с ковидом, хотя это сможет не каждый: нужно преодолеть внутренний страх перед опасностью заболеть самому. Поэтому все обязательно пользовались средствами индивидуальной защиты, каждый из нас привит. Сотрудники достаточно быстро освоили тот объём работы, который требовался. Абсолютно все были нацелены на один-единственный результат: чтобы пациенты, которые поступают к нам, не чувствовали себя обделёнными вниманием, чтобы все выздоровели. Это была наша самая главная задача.
– Что было залогом выздоровления пациентов?
– Условия для пациентов были созданы максимально комфортные: тёплые палаты, хорошее питание, качество которого все отмечали. Мы постоянно держали связь с родственниками пациентов. Работали сотовый и городской телефоны отделения. В каждой палате висели объявления с номерами. Любой пациент в любое время суток мог позвонить домой. И нам практически круглосуточно звонили. Мы старались на все телефонные звонки ответить, понимая, что люди звонят и приезжают из других городов, что все переживают за близких. Не было жёстких временных рамок приёма передач. Лишь бы только пациент не чувствовал, что про него забыли, не уделили ему внимания.
Хочу сказать, что 98-99% тех пациентов, которые к нам поступали, были не привиты. Мы всегда спрашивали: почему не привились? У каждого была своя причина: не успел, сомневался, противопоказания. А кому-то кто-то сказал, что не надо прививаться. И те, кто у нас погибли, в 100% случаев были непривитыми. У тех, кто был привит, бывали и средняя, и тяжёлая формы заболевания. Но они все выздоровели. То есть вакцинация на сегодняшний день – это первая необходимость, которая защищает от коронавирусной инфекции.
– С другими городами сложно было работать?
– С Богдановичем мы уже работали в 2020 году, а из Талицы привозили к нам пациентов впервые. После закрытия отделения нас благодарили начмед, доктора, сотрудники скорой помощи этих городов за то, что с нами было удобно работать. Периода ожидания доктора или медсестры в приёмном покое никогда не было. Как только раздавался звонок или мы видели машину, тут же начиналась активная работа.
Работали круглосуточно. И когда к нам привозили по 15 пациентов в сутки, это было достаточно напряжённо. Тем не менее мы со всем справились. Все исследования, включая рентгеновское, проводились непосредственно в отделении, и это тоже немаловажно. Только на компьютерную томографию возили в Каменск-Уральский. Мы работали ради пациентов.
– Насколько этот этап пандемии был тяжелее предыдущих?
– Тот ковид, который был осенью 2021 года, намного сложнее и тяжелее, нежели в 2020 году. Сегодня уже можно оценивать: то, что мы видели в самом начале пандемии, было достаточно легко. Потом были пациенты тяжелее, но всё равно несравнимо с тем, что было в конце прошлого года. Заболевание с октября по декабрь 2021-го – это жёсткий ковид. Тот, в котором надо было выстоять. Это была проверка всех на прочность. Причём тяжесть состояния пациента развивалась не с первых дней. Бывало, что человек поступал в состоянии средней тяжести, а на третий-пятый день наступало резкое ухудшение, и ситуация выходила из-под контроля. И не каждого можно было «вытащить» из этого состояния.
Тем не менее мы приложили все усилия, хотя, к сожалению, не всегда получали нужный результат. Это очень сложно объяснить пациентам и их родным. Хочется, чтобы они более адекватно воспринимали ту реальность, которая сегодня существует. Сейчас есть время и возможность у всех сделать прививки, заняться своим здоровьем, обратить внимание на ту терапию, которую им назначают терапевты, если у них имеются сопутствующие патологии. И когда доктор говорит на амбулаторном приёме, что необходима госпитализация, значит его надо слушать и ни в коем случае не заниматься самолечением, как это делают многие. Потому что неправильное самолечение совершенно подрывает расшатанную вирусом иммунную систему, это один из факторов, которые усугубляют болезнь.
– Что вы можете сказать об омикрон-штамме?
– Когда говорят, что это более лёгкое заболевание и будет протекать гораздо легче, чем дельта-штамм, я воспринимаю эту информацию с осторожностью. Хочу сказать, что мы готовы ко всему, однако люди должны понимать, что у каждого человека организм индивидуальный, все по-разному восприимчивы к инфекции.
– Пандемия не закончилась. Возможно очередное открытие ковидного отделения?
– Последнего пациента мы выписали 24 декабря. И отделение закрыли, потому что отмечался спад заболеваемости. Тех пациентов, которые нуждались в дальнейшей госпитализации, отправили в Ирбитскую или Каменск-Уральскую больницы. Мы в любой день готовы к открытию отделения. Оно не закрыто, только законсервировано. Если возникнет необходимость, мы готовы работать.
Если брать шире нашей конкретной ситуации, я всем говорю: не каждому в жизни удаётся оказаться частью истории. Ведь то, что происходит сейчас, это история. Помните, около 100 лет назад была вспышка гриппа-испанки. Тогда врачи так же боролись с инфекцией, как мы сегодня. И сейчас мы, некоторые в очень молодом возрасте, оказались причастны к такому событию. Пандемии в медицине случаются достаточно редко, нам довелось принять в этом участие, внести свою лепту. А самое главное – мы приобрели богатейший опыт, который навсегда останется с нами.
– Спасибо за рассказ. Успехов вам, Наталия Александровна, и вашему коллективу! И большое спасибо от нас и наших читателей за вашу работу. Будьте здоровы!
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Медицинская сестра ковидного отделения Мария Пономарёва.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Интервью очень нужное, в том плане, что узнаёшь, как обстоят дела с Ковидом в нашем городе и районе. Возникает чувство огромной благодарности и уважения к тем, кто работает непосредственно в «красной» зоне.
А вот прошедший сериал «Склифосовский», смотрится в наших реалиях, как фантастика. Даже не верится, что где-то всё отлажено, как часы, где всех спасают и ставят на ноги. Но……спустимся на грешную землю!