Ср, 30 Сен. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Во втором, релейном
02 августа 2020, 18:00

Во втором, релейном



Навстречу 60-летию КЭТЗ.

Илья ЗЫРЯНОВ.

Спустя 60 лет после основания Камышловского электротехнического завода релейные устройства составляют значительную часть его продукции. В изготовлении реле в той или иной степени задействованы почти все участки предприятия, но большинство операций выполняются в цехе № 2, по которому нас провёл заместитель его начальника Д.С. Кушников.

Все переделы цеха разделены на два типа. На втором этаже корпуса (над крепёжным цехом) расположены заготовительные участки. Наша экскурсия начинается со склада, куда поступают полуфабрикаты, в том числе медные шпули. Кладовщик Г.Н. Озорнина выдаёт их намотчицам проволоки для изготовления катушек реле. 29 станков выпускают по три катушки одновременно. По словам нашего гида, в этом месяце их необходимо изготовить 26500 штук. Катушки обклеивают изоляционной плёнкой, крепят бирки с характеристиками и через ОТК возвращают на склад, откуда их получают сборочные участки.

На участке комплектовки штампуют контакты на всю релейную продукцию предприятия. Применяют для этого несколько видов металлов, среди которых есть и серебро 999 пробы.

– Оборудование изготовлено силами самого завода, на экспериментальном участке, которого уже нет. Станки старые, но по производительности и способу изготовления деталей уникальны, – комментирует Дмитрий Сергеевич.

Проходим участки пайки и точечной сварки. Ловкие женские руки за пару секунд скрепляют контакты в пяти точках. Вообще коллектив в цехе преимущественно женский: работа требует внимательности, усидчивости и терпения, тяжёлый физический труд здесь только у наладчиков.

На следующем участке контакты собирают в полуфабрикат – контактную группу, которую направят уже непосредственно на сборку реле. На рабочих местах памятки: «увидел сор – убери». Пустяк, казалось бы, но на железной дороге соринка может привести к трагедии. Если она попадёт между контактами, то реле не сработает, светофор не включит красный свет и поезда столкнутся.

На сварочно-покрасочном участке изготавливают прозрачные колпаки для реле. Отдельные детали покрывают слоем эпоксидной эмали корпоративного серого цвета РЖД, а затем сушат при 180 градусах. Краска должна выдержать весь эксплуатационный срок изделия – 25 лет.

Здесь же, на втором этаже, выпускают комплектующие для релейных блоков. Десятки цветных проводов связывают в жгуты, похожие на гобелены. Память для этого нужна незаурядная. По словам одной из опытных вязальщиц О.Ю. Турыгиной, на самую сложную схему у неё уходит примерно полтора часа. На некоторых моделях жгуты уже заменяют компактными платами, но полностью уйти от большого количества проводов пока невозможно.

Обращаю внимание на большой настенный стенд с инструментами.

– Это чтобы рабочие их не теряли, – поясняет Дмитрий Сергеевич. – В этом году на предприятиях «ЭЛТЕЗЫ» усиленно внедряется система бережливого производства. В нашем цехе планируют объединить конвейеры и производственные участки, сократив тем самым потери рабочего времени на транспортировку, контрольные операции и так далее.

Поднимаемся на третий этаж, на участки сборки нескольких типов релейной продукции. Вместо больших станков здесь длинные ряды рабочих столов и конвейерная лента.

Читайте также:  Вода, воздух, спорт, и 160 лет на страже здоровья

– На каждой детали есть метка исполнителя, – говорит Д.С. Кушников. – Если от заказчика придёт претензия к качеству, мы сможем точно определить, кто именно выполнял ту или иную операцию.

Готовые реле соединяют в блоки, припаивают трансформаторы, резисторы, конденсаторы, устанавливают связанные жгуты. Каждый блок проверяют на компьютере за 10 минут – в два раза быстрее прежнего ручного метода.

На линии сборки и регулировки реле НМШ нас сопровождает мастер участка А.Б. Казанцев. Самый удивительный этап здесь – регулировка. По своей тонкости она напоминает настройку музыкального инструмента, где вместо камертона – граммометр, позволяющий точно определить силу нажатия. Контакты должны быть идеально подогнаны, без малейших смещений. Обучаются этому минимум полгода.

– С прошлого месяца мы внедряем нововведение – учёт автоматизации, – рассказывает Алексей Борисович. – На каждое реле приклеиваем этикетку со штрихкодом. Его сканируют и с помощью программы 1С-8 определяют, сколько реле и каких типов запущены в производство в данный момент. Это облегчает процессы учёта деталей и оплаты труда.

Проверив правильность замыкания контактов и электрические характеристики, реле закрывают колпаком и ставят на него марку с указанием завода-изготовителя, типа изделия и номера с датой выпуска. Но прежде чем отправиться к заказчику, оно пройдёт конечный контроль на наличие посторонних предметов, а также участок технологического прогона: будет щёлкать контактами в течение шести часов на специальных стендах, пока подвижные детали окончательно не приработаются друг к другу.

Завершается наша экскурсия на участке упаковки. Готовая продукция по пятидесятиметровому конвейеру уезжает на склад готовой продукции в соседнее здание, а мы идём к выходу. Благодарим наших спутников за интересный рассказ и ждём новой встречи на ЭТЗ.

Фото Андрея Зайкова.
На фото. Комплексная бригада № 1 участка комплектовки: слесарь-ремонтник Виталий Нужин; один из опытнейших работников и наставник молодёжи, слесарь-инструментальщик Евгений Носков, а также бригадир, резчик металла на ножницах и прессах Денис Чуркин. В настоящее время Денис получает высшее образование без отрыва от производства.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: