Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Чт, 21 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
20 марта 2014, 18:00

Время или безвременье?



Беседы о культуре

Объявленный в России год культуры и события, проходящие под этим знаком, наводят на многие размышления. Что есть культура в широком и узком понимании? Почему происходит её падение и происходит ли? Мы открываем цикл бесед на эту тему разговором с директором санатория «Обуховский» А.Н. МАКАРЯНОМ.

– Альберт Николаевич, определите, что для вас значат слова «культурный человек» и «культура»?

– Однозначно не скажешь. Иногда человек приходит поступать на работу, задаю вопросы, а он начинает кичиться своим высшим образованием. Я обычно таких людей называю с «верхним» образованием – не с высшим, поэтому говорю: мне не нужно ваше высшее образование, мне нужна ваша средняя сообразительность и хотя бы начальная воспитанность.
Культурный человек – это не тот, который разбрасывается своими знаниями, показывает, что очень эрудирован. Видите ли, он может ножом и вилкой котлету резать! Но как раз такого человека, который разбрасывается своими познаниями, я и считаю некультурным. Ему неважно, кто перед ним стоит, он заведомо унижает собеседника. Да, может быть, этот человек столько не знает, сколько ты, но ты настолько бескультурен, что показываешь своё превосходство.
Когда говорю человеку: вот это надо таким образом сделать, всегда добавляю: я так думаю. Это я так думаю! И не навязываю свою мысль. А по телевидению часто бывает, что каждый ведущий хочет выдать свои слова за истину. А ты скажи, что это только твоё мнение. Оно может разниться с мнением большинства населения России.
Если кто-то каждый день в театр ходит, это ещё не говорит о том, что он культурный. Культура не с этого начинается. Главное – что он выносит из этого…
Сейчас всё показывают. Театр, допустим, Любимова и другие. Пришёл к выводу: а ведь правильно его запрещали в советское время. Потому что то, что сегодня ставят на сцене, – это безнравственно. Это не отвечает русской культуре.
Переняли у Запада всякие несуразности. На таком уровне разве можно говорить о культуре? Это не значит, что я консерватор и ностальгирую по тем временам. Хотя да, у меня ностальгия. Потому что раньше культура «просеивалась» специальными органами.

– Цензура была жёсткая.

– И правильно. Не было вседозволенности, как сегодня. «Пиканье» во время того, как герой матерится, ещё не говорит о том, что это культурно. Ты что пикаешь-то? Лучше не произноси этого слова. Ведь мат в обиходе у нас и так на каждом шагу. А если мы ещё со сцены это видим и слышим, то вы меня извините, о какой культуре речь идёт? Да нет культуры в России сегодня!

– Почему же?

– Да потому, что это всё назвали свободой! Не может быть гражданин в стране абсолютно свободным. Потому что само слово «государство» предусматривает определённое насилие. Нет той культуры, которая была в её изначальном понимании.
В царское время она была – пусть и доступная только сливкам общества. Но во время советской власти был подъём культуры в стране – когда и рабочих, и крестьян приобщили к ней, и она стала доступной простым людям. Ну кто из наших селян сегодня может в театр поехать? Разве только то посмотреть, что сюда привозят. В прошлом году в Камышлове прошёл фестиваль. И что, от этого поднялась у нас культура? И почему «джаз»? Не лучше ли было на эти деньги уральский хор сюда привезти?
Или как я могу назвать культурным человека, который в «Российской газете» от 31 января пишет: «За годы безвременья уж больно окрепло желание жить по принципу, что есть избранные и свои, а есть толпа и чужие, с кем нет смысла церемониться». Это какое время он называет безвременьем? Безвременье – сегодня! А не советское время. Не получали мы сотни тысяч, не ели сникерсов, и не надо. Людей в этом безвременье отучили работать. Почему гастарбайтеры у нас? Да потому, что народ наш испортили. Он не хочет трудиться в основной своей массе. Он хочет получать получку, а не зарплату.

Читайте также:  Неслучайные случайности

– А чем они, по-вашему, отличаются?

– Получка – это когда мне подачку дают, а зарплата – это заработанные деньги. Разве нет? А у нас так. Спрашиваю: куда идёшь? – В кассу, получку получать. Вот в чём разница. Каждый думает: культура – это театр, культура – это кино. А культура – это не плевать, когда идёшь по улице!

– Наверное, редко кто может признаться в том, что недостаточно культурный?

– Это мировоззрение человека. Насколько он подготовлен называться культурным. Мой отец в совершенстве знал французский язык, но никогда иностранными словами не козырял. Вы мне скажите, те люди, которые произносят с трибун слова «консенсус», «провайдер» и другие – это культурные люди? Бескультурье – забывать свой русский язык! Я больше дорожу им, чем некоторые русские. Мне ухо режет, когда русский человек произносит иностранные слова, часто не понимая их значения. Зато красиво и модно.

– Вы многое делаете для поддержания высокого уровня культуры санатория. Знаю, что здесь отличная библиотека…

– Да, у нас большая библиотека. Но создавал её не я. Зав. библиотекой у нас великолепный человек и специалист. Она эрудированна, знает потребности читателя. А моё дело как руководителя – обеспечить их. Очень много литературы выписываю в двух экземплярах – себе и в библиотеку. Книги всесторонние – детективы, классика, познавательная для детей и взрослых – всё есть.
Я в этом году несколько десятков своих личных книг о Великой Отечественной войне в городскую детскую библиотеку отдал. Пусть дети читают, а потом, когда созреют, сами научатся фильтровать, что, когда и как преподносили писатели, тогда поймут всю правильную историю Великой Отечественной войны. Так же, как я дошёл до этого.

– А есть что-то, что повлияло на вашу собственную культуру с самого детства?

– Мой классный руководитель Вера Павловна была выпускницей Смольного, со всеми учениками строго на «вы». Ей было абсолютно наплевать, выучил я монолог Онегина или нет. Ей важно было другое. Она называла мою фамилию и смотрела, как я реагировал, как вышел из-за парты, как подошёл к доске, как отвечал, как к замечаниям и поставленной оценке отнёсся, как вернулся за парту. Тогда мальчики и девочки учились раздельно, и она преподавала и в мужской, и в женской школах. Приглашала нас, мальчиков и девочек, к себе домой, устраивала чаепития. Уже тогда учила, как вести себя в обществе с дамами, как обращаться, у кого просить разрешения, чтобы пригласить даму на танец, как и кого благодарить за этот танец, как помешать чай, не звякнув ложечкой, кто первым подаёт руку – мужчина или женщина, старший или младший, начальник или подчинённый.
Мне повезло в том, что из двенадцати преподавателей восемь были выпускницами Смольного. А это были классные дамы, с ними не пошуткуешь. И если она говорила мне: «Аличек!» – это была в высшей мере похвала. А обычно – «Макарян» и на «вы». А мы и дома долгое время с мамой и папой были на «вы». Говорит ли это о культуре? Да, говорит. Причём это всё у нас происходило абсолютно непроизвольно.

– Вы часто цитируете прочитанное?

– У меня много любимых цитат. Очень люблю слова Наполеона: «Кто хочет сделать дело, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет причины».
И другая: когда ты родился, весь мир смеялся, а ты плакал. Ты проживи жизнь так, чтобы, умирая, ты смеялся, а весь мир плакал. Я стараюсь жить по этому принципу.

– Благодарю вас, Альберт Николаевич, за содержательный разговор.

Беседовала Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

Обсуждение: 21 комментарий
  1. Лиза:

    МАН большой умелец создавать легенды! То одна учительница была смолянкой, а теперь уже восемь!
    Почему же про себя умолчал, большого матерщинника!
    В общем, колоритная личность!

  2. Солнышко:

    Хотелось поддержать А.Н. Макаряна в рассуждениях по поводу нравственной культуры человека, в том, что искать её надо не во внешних проявлениях, а в глубинной сущности человека. Всегда было приятно сознавать, что есть, остался ещё в обществе костяк, не поддающийся новомодным веяниям, люди, для которых главным постулатом является не «цель оправдывает средства», а «всегда и во всё оставаться человеком».

  3. Kook:

    А можно поподробнее: Где? Когда? При каких обстоятельствах? Вы сами слышали или по слухам? smile

  4. Kook:

    И я того же мнения, хорошее интервью, правильные мысли.

  5. Лиза:

    В интервью, однако!

  6. Kook:

    Прочитал ещё раз, не заметил… хотя — «гастарбайтер», вроде как не мат smile , но слово какое то не русское …

  7. Солнышко:

    Согласна, сколько темок поднято. Не удержалась, не смотря на нехватку времени, высказаться подробнее. Не в главном, но во многом осталась не согласна с Макаряном. Вот, например, по поводу гастарбайтеров и, якобы, русской лени. Здесь Альберт Николаевич, наверное, слукавил)Чиновникам и работодателям выгодно использовать их труд: платишь половину официальной зарплаты, остаток — себе. Были бы у руля власти патриоты, как например в Белгородской области, заставили бы всех соблюдать законы и смысл в найме гастарбайтеров сам бы по-себе отпал. Не разделяю выпад в сторону джаза. Хорошая, качественная музыка с уникальным, сильным в плане профессионализма и голосовых возможностей вокалом. Бесспорно, ни в какое сравнение ни с попсой, ни с хоровым пением. Не была на фестивале, но было бы здорово, если бы его проведение стало традицией для города. Тем более, что в городе дефицит на культурные события. Стоит только упомянуть театральные постановки, которые нам привозят: всё опосредовано, несколько опошлено, очень слабый идейный замысел, такое же исполнение, крики, беготня… Посмотришь, а в остатке — пустота, ни одна мысль даже не зашевелится, какой там катарсис! Видимо, по спросу и предложение *UNKNOWN* Что сказать, нас намеренно отучили думать, практически свели наши потребности к чисто физиологическим. В этом отношении координально цензура уже ничего не решит. На пропаганде потребительства и вседозволенности выросло целое поколение, сдвинуло в сторону лояльности отношение старших поколений. Хотя бы поэтому сейчас важно, не давить в зачатке хорошее, пусть даже заимствованное, и без назидания ориентироваться на семейные, простые человеческие ценности — глядишь, и мир станет лучше и чище!

  8. Солнышко:

    А как же Серафим Саровский? Если не ошибаюсь тоже был грешен на счёт крепкого словца smile

  9. Лиза:

    Для Вас это первое и единственное? Он, однако, много интервьюирует!

  10. Лиза:

    Разве сопоставимо?! %)

  11. Солнышко:

    Я к тому, что «не суди, да не судим будешь»! smile

  12. Лиза:

    А разве высказывание своего мнения — это суд для других?! Оберните и для себя! Солнышку, лисенку, дракончику можно судить? %)

  13. Солнышко:

    Я не о высказывании своего мнения, а о вашем осуждении человека за его возможную любовь к бранным словам — вы в своём комментарии это явно дали понять. Так что не переворачивайте, вам не удастся меня запутать!
    А вы вдобавок, оказывается, ещё и агрессивны. Не думала так про вас smile

  14. людмила:

    Всё-таки о культуре человека надо судить по внешним проявлениям.Скоро сойдёт снег и наша «культура» предстанет во всей своей красе.Неужели это дело рук людей с глубокой внутренней культурой? Можно,сидя на скамье в сквере и,читая самую умную книгу,разбрасывать вокруг обёртки от конфет,банки от кока-колы.Можно придти из театра,взять мешок с мусором и выбросить его с балкона на улицу.То есть поступки говорят о человеке больше,чем глубинная сущность.

  15. Аленка:

    Мне нравятся его рассуждения.

  16. Kook:

    Крепкое словцо надо знать где применять и в отношении кого, иначе определённый круг лиц просто не поймёт (как раз те кто не хочет работать smile ) В остальных случаях это бескультурие и административное правонарушение, исключение -анекдоты в узком кругу smile

  17. Kook:

    Зарплату определяет не чиновник или начальник, а рыночный спрос на рабочую силу. Если работник квалифицированный и в дифиците, то и зарплата высокая, а если только ямы может копать, то несмотря на тяжёлый труд, будет получать гроши.

  18. ВЛАД:

    За что же уважать Макаряна? Спросите у свердловчан и побывайте в санатории Обуховский.

  19. Солнышко:

    В статье говорилось о внешних проявлениях в контексте самопозиционирования человека. Как раз о том, что наличие образования, умение пользоваться столовыми приборами, владение этикетом и пр. ещё не говорит о его высокой внутренней культуре. Об этом могут свидетельствовать только отношение человека к окружающему миру,отношение, основанное на уважении, доброжелательности,терпимости к чужому мнению,отсутствии всякого превосходства и предвзятости. Утверждалось, что человек образованный «не равно» человек культурный. Из вашего поста видно, что вы с этим тоже согласны 😉
    Кстати, поступки и являются индикатором этой самой глубинной сущности — одно без другого неразрывно))

  20. Пиковая дама:

    Вот именно! Матершинник-не матершинник, а в санатории у него хорошо. Радует, что всем вход на территорию открыт. Ездим туда летом частенько с детьми.

  21. вася:

    В санатории конечно хорошо, только не по нашим деньгам там отдыхать. А Макрян просто хам наглец. Это из личного общения.

Внимание! Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев
в бумажной версии издания.
Правила сайта | Сетевой этикет


По истечении срока давности комментирование закрыто.
Однако вы всегда можете обратиться в редакцию по заинтересовавшей вас теме.
Исчерпывающая информация находится на странице "Контакты"

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.