Внимательно прочитал в «Камышловских известиях» за № 2 от 13 января
2009 года интервью с председателем СПК «Птицесовхоз «Скатинский»
И.А. Рыковым «Землевладельцами хотят быть все, а земледельцами – единицы».Полностью согласен с ним и поддерживаю его. Однако при всем изложенном, остается еще удивляться тому, как директор одного из крупных на Среднем Урале сельскохозяйственных подразделений очень и очень мягко, я бы сказал даже чересчур корректно, относится к власть предержащим. Очень терпимая статья. Ну просто очень!
Где Мамай воевал?
В так называемые застойные времена Ската успешно работала и развивалась. Высокая культура земледелия, а отсюда и получаемые урожаи, и валовой сбор (площадь под зерновыми более 5 тыс. га), высокая продуктивность животноводства — надой в
4 тысячи литров молока на фуражную корову — был нормой, 90% рентабельность продукции птицеводства плюс мясо КРС позволяли хозяйству уверенно смотреть в будущее. За каждой из этих цифр стоит самоотверженный труд специалистов и рабочих хозяйства. Если кто-то думает, что войти в 300 сильнейших хозяйств России так просто, то он просто заблуждается. Естественно, что и вознаграждение за такой труд, такие показатели было соответствующим.
Это было самое мощное и высокорентабельное хозяйство района. Чистая прибыль порядка трех миллионов рублей в год позволяла ему активно развиваться как в социальном, так и производственном плане. В настоящее время из полутора десятков хозяйств, насчитывавшихся в районе в доперестроечный период, жизнеспособной осталась только одна Ската, несмотря на рейдерские попытки её расчленения и захвата.
Посмотрите кругом. Впечатление такое, что Мамай пришел на нашу землю и уходить вообще не собирается. Вопиющая разруха, бесхозяйственность. До каких пор мы так к земле-матушке относиться будем?
Канул в небытие птицесовхоз «Камышловский», где прибыль в застойные времена была тоже порядка трех млн. руб. с объемами производства яиц 60 млн. штук, мяса – 3500 тонн. Производственная сфера, земельный надел растащены по трем-четырем собственникам. А какие кадры животноводов, птицеводов?! Сколько публикаций по этому хозяйству было и в «Камышловских известиях», однако все безрезультатно.
В северной части района полностью ликвидированы военсовхоз № 28, откормсовхоз «Насоновский», семеноводческое хозяйство – совхоз «Галкинский», подсобное хозяйство «Боковка». В бывшем совхозе «Куровский» в обработке не более 15-20% пашни. Кадры совхоза «Квашнинский», наиболее активно откликнувшись на призыв «Фермер накормит страну», после ликвидации «старшего брата» — ООО, свою деятельность прекратили, за исключением Ю. Калугина, А. Крапивина, М. Парыгина. А бывший совхоз «Кочневский», чья деятельность напрямую зависела от финансовых вливаний «Свердловскавтоматики»? А свиноводческий совхоз «Калиновский»? Их тоже нет.
В южной части района положение тоже далеко от хорошего. Пертурбация названий юридических лиц, собственников… Меняются исполнительные и генеральные директора, назначаются внешние управляющие, выставляются на продажу земля и сооружения производственной сферы, население уезжает, заколачиваются избы… Просто диву даешься, как такое возможно. Хотя внешне, если обратиться к цифрам, все не так уж плохо. Так, в частности, за 2007 год из 15 сельхозпредприятий в районе 10 получили прибыль в сумме 328 тысяч рублей, остальные — убытки. Но велика ли та прибыль? Сколько лет хозяйствам Камышловского района потребуется для приобретения зернового комбайна «Вектор» стоимостью 4.500.000 рублей?
Проще купить за рубежом
Принятые за последние годы программы по выводу сельского хозяйства страны из кризиса, обретению продовольственной независимости, обеспечению населения страны высококачественными отечественными продуктами в необходимых объемах были настолько сырые, что никакого эффекта, кроме затрат, не принесли. Гораздо выгоднее и проще покупать все необходимые продукты питания за рубежом, поддерживая иностранного производителя.
Потому что нет у нас никакого программного, научно обоснованного планового развития сельского хозяйства в увязке с другими отраслями народного хозяйства, а имеющиеся предложения носят не более как заявительный характер и рассматриваются как очередной казус. Ну, помните: мы уже и при коммунизме жили, и к 2000-у году все до единого отдельную квартиру имели…
В 2008 году посевную кампанию район провел за 30-40 дней, уборочную – за 2,5 месяца, работал 71 комбайн, в том числе 56 — со 100% амортизацией. Нагрузка на комбайн составила в пределах 290 гектаров, что превышает допустимую в два раза (исходя из парка комбайнов), с 30-40% потерей зерна при такой нагрузке и сроках. Урожайность зерновых и зернобобовых составила 15,3 ц/га.
Кстати, Ската получила урожай более 24 ц/га. Комбайнер М. Якимов из Ожгихи на комбайне «Вектор» с площади 600 гектаров намолотил более 1400 тонн зерна, что является лучшим результатом года не только района, но и области. Хозяйством получено более 40% от валового сбора района!
Смотришь телевизионные, как центральные, так и местные каналы, знакомишься с текущей периодикой, не знаешь, кому верить: или беспардонным безответственным заявлениям ответственных лиц на всех уровнях власти, прикормленным журналистам, ученым, отрабатывающим свой хлеб статьями типа «Кризис дошел до берегов России и рассыпался», или своим глазам, реальному состоянию дел.
В конце прошедшего года в передаче областного телевидения прозвучала цифра об исключении из земельного фонда области порядка 100 тыс. гектаров пашни. Согласитесь, если за годы «реформ» (с 1993 по 2009 годы) в области рассыпалось 20 хозяйств — это капля в море. Однако за эти годы только один Камышловский район вывел из оборота около 30 тыс. га пашни, где-то 30 тыс. га сенокосов и пастбищ, или примерно 55% сельскохозяйственных угодий. Причем часть угодий утеряна уже безвозвратно, другая требует больших вложений по их освоению. Так, только за 2007 год, по данным райстатистики, площадь под сельхозкультурами уменьшилась по району на 13,8 тыс. гектаров. С каждым годом эта цифра только увеличивается. В общей сложности, это ни много ни мало, а 6 полноценных сельскохозяйственных подразделений с численностью работающих
2500 человек! Они могли бы за год произвести зерна в пределах 22,5 -25,0 тыс. тонн, мяса — 1,8-2,2 тыс. тонн, молока — 10-12 тыс. тонн.
Сопоставляя потери в землепользовании такого маленького района, как Камышловский (общая площадь немногим более чем 100 тыс. га сельскохозяйственных угодий), с земельным наделом области в 2485000 гектаров в 53 административных подразделениях, бывая в районах, общаясь с руководителями и специалистами хозяйств, наблюдая количество брошенных, заросших лесом и бурьяном земель, делаешь вывод, что на самом деле из оборота, как минимум, выведено около 1000000 гектаров сельхозугодий, в том числе более 500 тыс. гектаров пашни. В пересчете на землепользователей, по советским меркам, это сто хозяйств с численностью работающих 40-50 тыс. человек.
А что стоят рассуждения о производстве мяса и молока как об очень выгодном занятии, да еще на покупных кормах? Попробуйте при стоимости комбикорма в 12-15 тысяч за тонну организовать рентабельное производство. А закуп молока и мяса с частного подворья? Закупать-то нечего! Из деревень люди ездят за молоком, сметаной, мясом, яйцом в вотчину, производящую эти продукты, – районный центр. Ну не смех ли это? Да при таком отношении к селянам уже давно пора КРС с частного подворья занести в Красную книгу или поместить в зоопарк, а там, смотришь, и хозяина туда же как прапрапраправнука крестьянина, кормившего когда-то пол-Европы.
Что можно сказать о СМИ?
Заметки специалистов управления сельского хозяйства и продовольствия района, чиновников сельхозпроизводства областного и государственного уровня носят только статистический характер, причем с акцентом на то, что все очень хорошо. Нет ни одной профессионально подготовленной аналитической статьи или передачи, посвященной проблемам сельскохозяйственного производства. Полностью отсутствуют материалы, в которых отражались бы фактические результаты хозяйствования в физических единицах, хотя бы в сравнении с доперестроечным периодом, в разрезе лет. Я уж не говорю о перерасчете в сопоставимых ценах.
Максимум, на что может рассчитывать читатель, — это на информацию в сравнении с цифрами годичной давности. У нас что — специалисты перевелись? Они-то почему отмалчиваются? Или говорить не о чем? Посмотрите: кануло в Лету ПМК «Мелиорация», как будто у нас сделано все и на долгие годы вперед, «Сельхозтехника» — все что нужно, берите в Екатеринбурге или у частников, «Сельхозхимия» — гербициды, фунгициды, ядохимикаты, удобрения и мелиоранты – ну зачем вам это все?! Наладку животноводческого оборудования делайте сами.
Находившийся ранее под управлением районного управления сельского хозяйства Камышловский молочный заводик оказался почему-то городским и продан на сторону. А между тем, при управлении заводом советом директоров хозяйств района — сдатчиков молока — прибыль от переработки могла бы быть сопоставима или даже превышать прибыль, полученную от производства молока, потому что переработка плюс торговля имеют в два с лишним раза больше, нежели производитель. А переработка давальческого молока не членов-пайщиков могла быть ну просто очень существенным подспорьем для процветания хозяйств Камышловского района. Но у нас получается, что один росчерк пера некомпетентного чиновника может отправить в небытие не то что хозяйства — целые отрасли. И, что самое смешное, ответственности никто не только не несет, а и самого-то ответственного лица не найти!
О ценах и удобрениях
Стоимость ГСМ, техники, оборудования, строительных материалов, средств защиты растений, удобрений поднялась до заоблачных небес. Если в советские времена в среднем прибавка от 1 кг внесенных азотно-фосфорно-калийных удобрений составляла 4,7 кг зерна, и применение удобрений было высокорентабельным, то в настоящее время прибавка от внесения минеральных удобрений весьма проблематична (оптовые цены 10-12 тыс. руб./т, в рознице стоимость минудобрений от 30 до 55 руб./кг), а натуральный эквивалент литра дизтоплива — 2-2,5 литра молока, 6-7 кг зерна. Может, в этом году, после очередного увещевания на высшем уровне производителей минеральных удобрений, цены на их продукцию и станут доступными для аграриев, но рассчитывать на всплеск урожайности все равно не приходится.
Положение на какой-то период времени могло бы исправить проведение известкования и фосфоритования кислых почв, в которых нуждаются все без исключения почвы района. Немцы при открытии эффекта известкования в XIX веке говорили: «Известь обогащает родителей, но обедняет детей». Однако, начиная с перестройки, ни грамма фосмуки и извести не было внесено на поля. Энное количество тысяч тонн, а может, и десятков, так и остались неиспользованными по своему прямому назначению, превратившись в монолит по месту выгрузки. Железнодорожные подъездные пути межрайонной «Сельхозхимии» разобраны, рельсы, фундаментные блоки различных марок нашли и находят применение в других местах, спецтехника давно сдана в металлолом и переплавлена. Аналогичная картина наблюдается по всей области.
Для справки:
В свое время в программных документах КПСС по развитию сельского хозяйства ставилась задача произвести на каждого жителя страны 1 тонну зерна. В наиболее благоприятные годы валовой сбор зерновых и зернобобовых культур превышал 210 миллионов тонн. При численности населения в 15 союзных республиках — 243 млн. человек — получалось порядка 0,85 тонны.
В настоящее время при численности населения страны в 143 млн. человек валовой сбор варьирует от 80 до 90 млн. тонн, или, в пересчете на каждого жителя страны, производится 0,56-0,63 тонны зерна.
Сельхозпроизводство за пределами регионов, наиболее благоприятных для земледелия и животноводства, оказалось неперспективным. Под пресловутый термин «зона рискованного земледелия» списывается абсолютно все, в том числе неумение хозяйствовать и нежелание заниматься вопросами сельского хозяйства. Происходит искусственный процесс дальнейшей урбанизации за счет оттока молодежи из села.
Возьмем Свердловскую область. Из 4,5 млн. человек населения 1,35 млн. проживало в областном центре. Соотношение меняется в сторону увеличения численности мегаполиса, а с учетом строительства микрорайона Академический трудоспособного населения, за исключением лиц предпенсионного возраста, за пределами Екатеринбурга практически не останется. Хотя при площади области в 200 тыс. кв. км, при той неосвоенности и сельской разрухе за последние 20 лет, наиболее злободневным и перспективным, на мой взгляд, было бы создание конкурентоспособного производства в районах области.
Система потребкооперации в «застойное время» закупала тысячи тонн «второго хлеба» у сельского и городского населения. Даже в те годы доход, полученный от возделывания картофеля, был ощутимым подспорьем для населения области. Камышловский район в отдельные годы заготавливал до 5500 тонн картофеля, а отгрузка осуществлялась даже за пределы страны – на Кубу. Сейчас, в силу экономической ситуации, определяемой вверху, гораздо выгоднее завезти энное количество картофеля из-за пределов страны, чем помочь населению малых городов и сельской местности выжить в этих условиях, обеспечивая крупные промышленные центры области за счет собственного производства.
Вот на какие размышления натолкнула меня беседа с И.А. Рыковым.
Что же касается недовольства им со стороны пенсионеров… Вот объясните, ну почему скотник Иванов, доярка Петрова, директор кооператива Рыков должны за счет собственного кармана, кармана всех работающих в ООО обрабатывать посторонних? Пишите заявление, платите деньги. Есть возможность производственная — помогут. Как до людей не дойдет, что не будь Рыкова, не было бы и хозяйства! Это ни много ни мало 450 работающих, своевременно получающих деньги за свой труд. Это и дети, и внуки этих недовольных пенсионеров, живущие и работающие дома, а не скитающиеся вахтовиками по городам и весям страны.
В застойное время медалью «За освоение Нечерноземья» были награждены и наши земляки, внесшие достойный вклад в становление и развитие сельскохозяйственного производства на Среднем Урале. Обидно, что результаты их труда, а то и всей жизни, оказались так безалаберно промотаны.
В настоящее время надо бы учредить новую награду — за противодействие разрушительным реформам, сохранение производства и рабочих мест, за работу по обеспечению продовольственной независимости России. Ходатайство о награждении предоставляли бы трудовые коллективы. Кто за учреждение данной награды? Я — «за». В качестве первого претендента на эту награду я выдвинул бы кандидатуру председателя СПК «Птицесовхоз «Скатинский» Игоря Александровича Рыкова.
Александр МАСЛЕННИКОВ, кандидат сельскохозяйственных наук.
Р.S. Понимаете, просто нагорело, вот и выплеснулось.
От редакции
Вот так. Всем досталось. Всем сестрам по серьгам! «Врезал», что называется. Видно, и вправду «нагорело»… Только как-то все в кучу собрано, сложновато разобраться. И цифр много, манипуляций с ними. Ну плохо, ну ужасно все! А что делать-то? Куда бедному крестьянину податься? Вечный вопрос. Кто ответит?
© Редакция газеты «Камышловские известия»