Из почты редакции
В далеком 1930 году в семье Пелагеи Афанасьевны и Михаила Матвеевича Гуриных родилась Нина. Весть о том, что началась война, застала девочку и её подружек в поле, где они пололи хлеба. Она помнит, как на следующий день уходили их отцы на фронт, как увозили их на конных повозках.
Отец был безграмотным: «Письма писать не буду, – сказал он. – Да и ненадолго уезжаем, скоро вернемся». Но весточки приходили – их писали другие. Отец подвозил снаряды, но однажды попал под обстрел. Был ранен в обе ноги, подобрала и выходила его полячка (дело было уже в Польше). В Скатинское с фронта вернулись трое, в том числе и отец.
Сестра отца работала учительницей, она племянницу научила читать, писать. Нина была способной ученицей, схватывала все на лету. Поэтому когда появилась возможность наконец пойти в школу, ей часто доверяли целый класс, чтоб она читала ученикам книги. Затем Нину попросили разносить почту и похоронки. Девочка читала их, так как не каждый взрослый это мог выдержать.
Всё лето работали в поле: пололи, косили, вязали снопы, молотили. С 14 лет зимой была на лесозаготовках, работа тяжёлая, жили в холодных бараках. Норму всегда выполняли. Еда была очень скудной, давали немного хлеба, привозили с собой мороженую картошку.
И всюду Нина была заводилой. Как она любила петь, плясать – равных ей не было! Бригадир заслушивался и давал певице соли. Девчата чуть не каждый вечер подшучивали: «Нина, заработай нам немного соли». Затем девушку перевели на торфяник. Надо было вначале очистить участок от леса и корней, а затем вырубить торфяные брикеты, погрузить в вагоны и по узкоколейке отправить в Камышлов. Сапоги были сшиты из клеёнки и сразу намокали. Ноги у всех были застужены, но обуть всё равно было нечего.
После войны пошла учиться на дежурного по станции, проработала семь лет в Асбесте. Там встретила свою любовь Анатолия Николаевича. Поженились. Родился сын. Работа у супругов посменная – ребёнка было не с кем оставлять. Пришлось вернуться в Скатинское. Нина Михайловна работала в пекарне, затем дояркой. Поставили на раздой тёлок, доили руками, корм раздавали тоже вручную. Солома, репа были мороженные, женщина застудила руки и перешла работать птичницей. Общий трудовой стаж у Нины Михайловны больше 50-и лет.
Вырастили супруги двух сыновей: Владислав живёт в Москве, но постоянно приезжает в гости и помогает материально, Александр – в посёлке рядом, тоже часто навещает. Несмотря на свои 84 года, Нина Михайловна держит огород. Там у неё идеальный порядок. У многоквартирного дома, где она живёт, перед окнами разбила клумбы и высаживает много цветов. Женщина до сих пор знает множество песен, романсов: запоёт – заслушаешься! За свой труд Нина Михайловна Василёнок награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», юбилейными. Имеет много Почётных грамот, благодарственных писем.
Альбина ТУШНОЛОБОВА, от имени совета ветеранов
© Редакция газеты «Камышловские известия»
привозили с собой мороженую картошку.
Не понимаю,зачем было морозить картошку,не знакомы с правилами хранения овощей?Хоть в войну,хоть в мирное время правила хранения одинаковы.Или специально морозили как деликатес?
@ Николай:
К правилам хранения нужно тепло, чтобы не замерзало, а где им было взять тепло зимой в санях и в холодном бараке. Это сейчас в Тойоте зимой картошка не замёрзнет и в коттедже, в котором газа завались, тоже не замёрзнет. Не было у людей Тойот в то время и газа в бараке тоже.
@ Ded:
Зато погребов и овощных ямок было умотаться,но видимо лень было картошку туда опустить.
Здравствуйте! Настоящая героиня своего поколения и нашего времени Нина Михайловна! Доброго ей здоровья и успехов в хозяйстве желаю!
Что касается мороженой картошки, то редакторам газеты надо усилить контроль за качеством статей: то об участнице войны напишут, что в школу ходила за 15 километров, а ведь ещё есть дорога назад 15 километров — когда же училась? Картошку вне дома едят варёную, а мороженую никто не ест -это водянистая масса с неприятным запахом.
@ Sergey49:
В магазине никогда не видели мороженую картошку, которая сразу порезана для супа. Продаётся там же, где мороженые овощи.
@ Николай:
Попробуйте оказаться в их положении. Допустим, вас отправили за 40 км на лесозаготовки,на 2 мес., родители дали вам, пусть 2 мешка картошки, больше им всё равно дать нечего, стоит мороз -20, пока вас везут в санях, картошка замёрзла, да и когда приехали, в бараке тепла для людей не хватает, не то, что для картошки, вот картошка и замёрзла. Она же пишет не про то, как они дома картошку хранили, а как питались на лесоповале. Не надо думать, что люди раньше дурнее нас были, и уж точно, что не ленивее. Ещё не известно, выжили бы мы в таких жёстких условиях, как они.