Галина ШИПИЦЫНА.
В России и мире отметили День психолога. Психологи – это люди, которые могут объяснить все наши самые странные поступки, под каждое действие подвести мотивационную основу и дать совет: как поступить правильно, разрешить конфликтную ситуацию. Сегодня наш разговор с психологом о школьниках, студентах и учителях: о том, в какую сторону меняется современная учащаяся молодёжь, и какие при этом перемены происходят в педагогах. Беседуем с кандидатом психологических наук, зам. директора педагогического колледжа по учебно-производственной работе Е.Б. Пичкой.
Кандидат психологических наук, зам. директора педагогического колледжа по учебно-производственной работе Елена Борисовна Пичка
– Меняется мир – меняются и студенты. Современные студенты даже информацию воспринимают не так, как люди старшего поколения. Сегодня каждый человек – активный пользователь интернета, наша жизнь наполнена всевозможными гаджетами. В руки наших детей с раннего возраста попадают сотовые телефоны, планшеты, компьютер. Не умея читать, они без труда находят и запускают просмотр нужного им мультфильма, интерактивную игру. Навыки поиска информации, бесспорно, сформированы у подрастающего поколения гораздо лучше, чем у старшего. Современные дети мобильны в ситуациях, требующих поиска информации, но, к сожалению, быстро найденную информацию они не всегда воспринимают критически. Современные психологи называют такое восприятие и мышление клиповым. Клиповое мышление характерно для поколения XXI века, его формирование продиктовано необыкновенно быстрым темпом жизни.
Современные студенты по-другому относятся ко многим привычным вещам, с ними очень интересно работать. Не могу сказать, лучше они или хуже предыдущих – просто другие, и это хорошо. Мир развивается, и дети не могут не меняться.
– Распространено мнение, что у подрастающего поколения нет глубины восприятия. Как раз из-за этого потока информации.
– Широта без глубины – наверное, это так. Гаджеты позволяют общаться дистанционно. Общение на расстоянии вытесняет живое эмоциональное общение. К сожалению, у многих современных молодых людей нет потребности в настоящем дружеском общении, потому что эмпатия, умение сочувствовать, сострадать, помогать и поддерживать, формируется в процессе непосредственного взаимодействия с людьми. Когда ты с человеком общаешься вживую, ты наблюдаешь за его реакциями – вербальными, невербальными, пытаешься догадаться: о чём сейчас думает человек, какие эмоции испытывает, стараешься внутренне присоединиться к нему, понять его эмоции. Дистанционное общение затрудняет формирование у детей этих качеств. И поскольку дети большую часть времени проводят, общаясь во всевозможных чатах и мессенджерах, у них нет глубины и эмпатии. Эти качества можно развивать – общаясь, взаимодействуя. В процессе непосредственного общения со взрослыми дети учатся прислушиваться к мнению другого человека, а мы, взрослые, имеем возможность косвенно влиять на них. У каждого ребёнка должен быть референтный, значимый взрослый. И эту обязанность – ответственность за воспитание – должен взять на себя этот значимый для ребёнка взрослый человек. Им может быть учитель, кто-то из ближайшего окружения, старшекурсник по отношению к первокурснику. Должен быть кто-то, кто сможет достучаться, объяснить, поделиться эмоциями, поддержать.
Навыки поиска информации сформированы у подрастающего поколения гораздо лучше, чем у старшего
– Подросткам не с кем поделиться своими проблемами. Родители слишком много времени проводят на работе, в глобальной сети, вместо того чтобы непосредственно общаться. Многие дети испытывают эмоциональный голод, просто не понимают, что можно обратиться за помощью к окружающим. Они берут пример с нас, взрослых, копируют наши модели поведения. Если родители не проявляют любви и заботы по отношению к своим детям, они проецируют этот способ общения на собственные жизненные ситуации. Если родители откровенны и честны с детьми, то и дети будут откровенны и честны по отношению к ним и к окружающим людям.
– А меняются ли при этом педагоги и что должно в них поменяться с изменением времени?
– Конечно, педагог должен меняться, потому что иначе детям будет просто неинтересно с ним. Если он использует те же методы и приёмы, что 20 и 30 лет назад, а дети уже по-другому воспринимают информацию, то старые методы и приёмы перестают срабатывать. Рассказывать и читать лекцию современному ребёнку бесполезно, потому что большая часть воспринимаемой на слух информации не усваивается. В арсенале современного педагога должны быть интерактивные задания, видеосюжеты, которые можно посмотреть, а потом проанализировать. Учитель должен быть примером глубокого содержательного анализа, должен уметь изложить своё мнение, прежде чем побуждать детей высказывать своё, потому что в любом случае учитель – образец для подражания.
Педагог должен быть современным. Если дети легко осваивают гаджеты, никто не мешает учителю обратиться к ним за помощью. Дети с удовольствием помогают, они готовы делиться с нами тем, что умеют. Поэтому взаимообучение, взаимообмен информацией, опытом тоже очень важны.
Без использования современных интерактивных средств обучения сегодня не обойтись, тем более в сложившейся ситуации. Проблема в том, что в учреждении среднего профессионального образования учатся студенты из разных школ, у всех разный уровень информационной культуры. И сложность в том, что педагог одновременно работает с обучающимися из школ, которые супероснащены современным оборудованием, и студентами из отдалённых территорий, где нет ни проекторов, ни хороших компьютеров. Понятно, что в такой разной по уровню подготовленности аудитории педагогу работать сложно.
И тем не менее современные средства обучения привлекают внимание обучающихся, вызывают интерес. Однако в любом случае перевеса быть не должно: технические средства не должны полностью замещать живое эмоциональное общение учащихся с учителем. Особенно это важно, когда речь идёт о подготовке будущих учителей и воспитателей, потому что наша первоочередная задача – научить студентов общаться с детьми, взаимодействовать с ними.
– Сформировать эту потребность можно?
– Конечно, можно. Поэтому мы используем в учебном процессе групповые и парные формы работы, создаём группы постоянного и сменного состава, чтобы студенты умели взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, нести ответственность, делиться опытом, помогать друг другу.
Эмпатия, умение сочувствовать, сострадать, помогать и поддерживать, формируется в процессе непосредственного взаимодействия с людьми
– Это надо воспитывать с детства – и в семье, и в школе. Почему трудно эти задачи решать? Потому что, к сожалению, цели воспитания в семье и школе очень часто разнятся. Если школа и родители не единомышленники, воспитывать ребёнка очень сложно. Если в школе предъявляют одни требования, дома – другие, то возникает когнитивный диссонанс, ребёнок сам решить его не может и учится приспосабливаться. Вместо устойчивой личностной позиции в этом случае формируется приспособленчество. И исправить что-то в этом случае сложнее. С одной стороны, такие дети более социально адаптированны, а с другой – в них нет глубины, нет сочувствия, нет внутреннего стержня. Если говорить о подготовке педагогов, то учитель должен уметь сочувствовать, сострадать, сопереживать. Иначе как он будет формировать в детях эти качества?
Ещё проблема в том, что, к сожалению, взрослые очень часто по отношению к ребёнку занимают авторитарную позицию – наказывают, отчитывают, назидают, повышают голос. Дети привыкают к этому, начинают воспринимать крик и разговор на повышенных тонах как норму. Это, конечно, неправильно.
– Можно ли педагогу, проработав в профессии 20-40 лет, избежать профессионального выгорания?
– Есть ещё такое явление, как профессиональная стагнация. Понимая, что это такое, зная симптомы и чувствуя их у себя, человек, который умеет анализировать и оценивать своё состояние, может его предупредить. Для этого есть много способов: тайм-менеджмент, чёткое планирование своей деятельности, умение чередовать работу и отдых. Это же от нас зависит – пишем мы конспекты уроков до двух часов ночи или же в десять вечера ложимся спать. Идём в спортзал хотя бы на полчаса или продолжаем писать конспекты до двух часов ночи. Чередовать труд и отдых никто не мешает. Важно делать это правильно.
– А если скучно стало в профессии?
– Тогда надо строить вертикальную или горизонтальную карьеру. Наша профессия позволяет найти и определить для себя самые разнообразные цели и задачи. В любом возрасте.
– Елена Борисовна, благодарю за интересный разговор.
© Редакция газеты «Камышловские известия»