В нашем обществе не принято говорить о проблемах подростков. Массовое обсуждение и осуждение в федеральных СМИ начинается только после того, как старшеклассники совершат что-то противозаконное. И снова, по старой схеме, во всём обвинят интернет, а затем наступит очередное затишье.
Однако современная культура не молчит, она чувствительна к любым переменам в обществе. Такими могут быть и технологический прогресс, и изменения в социальной жизни человека. У современных детей, помимо проблем с учёбой, родителями и ранними романтическими отношениями, появилась новая угроза – так называемая «интернет-зависимость». Но существует ли она на самом деле?
Деятели искусства уже неоднократно обращались к феномену «виртуальная реальность» в своём творчестве. Одним из первых был певец Михаэль Драу, который ещё в 2007 году выпустил альбом «Атомная зима». Одна из песен этого альбома так и называется – «Виртуальная любовь». Автор описывает неясную «вторую реальность», жизнь, выстроенную из компьютерных кодов, которая ничуть не отличается от реальности, а существует параллельно. Однако Михаэль Драу пытается предупредить своих слушателей о том, что этот мир – всего лишь силикон и он никогда не сможет заменить мир живых людей.
В середине нулевых появились другие смельчаки, решившие нырнуть в океан социальных сетей. Екатеринбургскому Театру музыкальной комедии потребовалось 23 месяца, чтобы создать уникальный reality-мюзикл «www.силиконовая дура.net». Это история о любви двух одиннадцатиклассников, запутавшихся в паутине социальных сетей. Ботаник Митя Агеев влюбился в свою одноклассницу Нору, но, к сожалению, он боится признаться в своих чувствах. Вживую. Красивые строки любви, романтичные баллады льются рекой только в online-чате, открывающем мир в другую реальность. Здесь личности прячутся за «никами» и «аватарами». Нет людей – есть только образы, зашифрованные в нулях и единицах. Герои не понимают опасности – они видят спасение в своей виртуальной жизни. Митя стал альфа-самцом, коим никогда не будет в реальности, а Нора любит компьютерного принца, о котором всегда мечтала. История ничем хорошим не закончилась.
Авторы постановки хотели показать сам процесс погружения молодых людей в интернет-паутины для поиска родственной души. Ведь по каким-то причинам этой души нет здесь, в реальности. Детям не хватает родительской любви, не хватает общения со сверстниками, у них нет радости от этой жизни.
Параллельно в спектакле показывают линию других подростков, которые не знают, что такое «посиделки в online-чате». Они нашли себя в увлечении наркотиками и вандализмом. Что ещё остаётся делать старшеклассникам, которых недолюбили, забыли и попусту бросили на этом школьном дворе? Их проблемы не выдуманы. Они лишь бережно взращены взрослыми, глухими и невнимательными к своим детям.
Больше десяти лет спектакль показывают на крупных сценах страны – и каждый раз это вызывает настоящий фурор. Потому что постановка не теряет своей актуальности. Может быть, история уже не кажется такой реалистичной, но она указывает на проблемы, прогрессирующие в обществе. Прошло столько лет – и ни одной до сих пор не можем решить. Остается только вспомнить прошлогоднюю волну детских самоубийств, историю псковских школьников или воскрешение культа «колумбайна» в российских школах. А сколько подростков продолжают с головой уходить в виртуальные миры, лишь бы не жить в этой реальности вовсе! Зачем? Потому что по ту сторону дисплея существует «прекрасное далёко».
Нужно бороться не с «интернет-зависимостью», о которой так упорно твердят федеральные каналы. Это только следствие, а настоящие причины в другом. Подростки просто не должны чувствовать себя одинокими и ненужными. Им необходимо живое общение с родными и друзьями, понимание и забота со стороны окружающих, наличие полезного хобби. Самое главное – родителям нужно воспитывать в ребёнке уверенность в себе и с детства прививать любовь к жизни.
Евгения ПОСТНЫХ, студентка факультета журналистики
© Редакция газеты «Камышловские известия»