Мнение
Со слезами на глазах и с болью в сердце смотрела я на фото выгоревшего дома по ул. Энгельса, 175, опубликованное в газете «Камышловские известия» к статье «Быть историческим дорого».
Здравый смысл не победил
Нет, я не была жильцом этого дома, но судьба его волновала меня с самого начала появления материалов, посвящённых дому с лепниной. Отчаянно боролись за сохранность этого здания корреспондент газеты Елена Дубынина и житель дома Виктор Суворов. Спасибо им за это, за их неравнодушие. Была надежда, что здравый смысл победит. Нет, не победил.
Победили равнодушие и нежелание сохранить дом как исторический памятник уникальной архитектуры, чтобы могли любоваться не только ныне живущие, но и наши потомки. «Красоту, полученную в наследство, мы обязаны сохранить как самый дорогой капитал». Эти слова принадлежат известному русскому журналисту, писателю, путешественнику Василию Пескову.
Много ли в нашем городе таких образцов исторической застройки? Единицы. Но и они периодически исчезают с лица нашего города.
Первой исчезла церковь Александра Невского. Взорвали, уничтожили. Как же люди верующие и неверующие плакали! Позднее в местной газете появилась большая статья свердловского автора, где говорилось, что никакой исторической ценности этот храм не имеет. Никто этому не поверил, и, как оказалось, что справедливо. Проверить правдивость той статьи было негде. И вот сейчас я решила заглянуть в интернет.
Задуман был этот храм по случаю двух юбилеев: 25-летия царствования Александра II и грядущего юбилея Камышлова.
Храм был редкой архитектуры, с позолоченными куполами и росписями стен. Эта церковь представляла собой произведение большей художественной значимости, нежели Покровский собор.
В 1885 году при большом стечении народа храм был торжественно освящён.
И вот в 1978 году, тоже при большом количестве народа и столичных фотокорреспондентов, храм был торжественно взорван. Не революция, не стихийное бедствие, а воля какого-то одного чиновника привела к трагедии.
Красивый, но старый. Или бурьян?
Следующим звоночком была (уже в XXI веке) борьба за сохранение дома по ул. Р. Люксембург, бывшей фотографии Козловых. Были просьбы проявить мудрое отношение к прошлому. Не проявили. Снесли. И вот уже немало лет на том месте пустырь, поросший бурьяном.
Какой следующий дом с добротной кирпичной кладкой разделит участь этих многострадальных зданий?
И вот совсем скоро исчезнет и этот красавец дом. Есть ли в Камышлове ещё нечто подобное? Думаю, что нет.
Возвращаюсь на год назад. В статье «Прощай, дом с лепниной», опубликованной в газете от 9.04.2022 г., приведены слова начальника отдела ЖКХ Л.А. Семёновой, которая сказала, что в 1990-х годах были обследованы здания, которые несут признаки культурного наследия, и в перечень таких объектов дом по ул. Энгельса, 175 не вошёл. А перечень был утверждён решением Свердловского облисполкома с 1971 по 1991 годы.
Господа-товарищи, уже давно пора забыть про горкомы, обкомы и прочие «комы»! Давно сменился общественно-политический строй, всё перекроили, изменили! И не факт, что принятые тогда решения были правильными (и по каким признакам они принимались?). Что, у представителей той поры глаз не было? Архитектор Т.В. Нифонтова чётко сказала, что с точки зрения архитектуры дом хороший.
Из 35 объектов культурного наследия, которые надо сохранить, нет ни одного подобного этому зданию. Но мы будем сохранять другие объекты, потому что «сверху» была установка.
Что считается памятником?
Так быть историческим дорого? Совсем нет!
Примером тому может служить дом по ул. К. Маркса, 3, в котором некогда непродолжительное время жил писатель Павел Бажов. Дом этот давно в плачевном состоянии. Несколько лет назад было решение (видимо, устное?), что дом будут сносить. Очень мудрое решение, поскольку это не единственное место, которое можно считать историческим: две библиотеки носят имя Бажова, по улице Кирова есть более приличный дом, где также жил уральский классик.
Однако случилась круглая дата – 140 лет со дня его рождения. К этой дате был установлен памятник около городской библиотеки, на его открытие приехали гости из области. И тут началась суматоха. Представители администрации стремились показать как можно больше исторических мест, связанных с Бажовым.
Приколотили новую мемориальную доску на дом-развалюху. Кстати, старая была светлая, и хоть даты на ней были стёрты от времени, но она чётко виднелась на тёмном от старости здании. Новая же доска оказалась тёмной и почти не видна.
Для кого, для чего это было? Никто этот дом даже из жителей близлежащих домов не знает (а уж из приезжих никто в этот угол не пойдёт). Этот исторический памятник – просто позор для Камышлова, по-другому никак не назовёшь. Так по какому всё-таки критерию признавались объекты историческими? Судя по нашей камышловской ситуации, уж точно не по архитектурной красоте, а по тому, кто из известных людей жил в то время (ведь нужно просто прибить на дом доску)…
Есть по улице Свердлова дом, на котором доска с надписью: «Здесь находился штаб ЧОНа в 1919-1925 гг.». Кто знает, что это за ЧОН? И какие дела здесь вершились? Может, расстрельные? Но мы будем охранять здание. И бедные жители таких домов, так как ремонт они должны производить за свой счёт. Ну не абсурд ли, мягко говоря, это?
Какой следующий дом с добротной кирпичной кладкой разделит участь этих многострадальных зданий?
Анна ПАВЛОВА
Фото из архива газеты «Камышловские известия».
На фото. Храм Александра Невского был редкой архитектуры, с позолоченными куполами и росписями стен.
© Редакция газеты «Камышловские известия»