Пн, 17 мая. 2021 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Что ни деревня, то музей
03 февраля 2021, 14:00

Что ни деревня, то музей



На земле уральской.  

Мы снова в Алапаевске. Традиционной ежегодной встрече ветеранов-журналистов, в которой принимали участие редакторы, специалисты пресс-служб предприятий, агентства печати и уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова, не помешали даже крепкие крещенские морозы. Не перестаёт удивлять этот кусочек уральского края выдумкой, новизной, творчеством. Кажется, нет конца и края той неуёмной энергии, что берёт начало в народных истоках, которая позволяет алапаевцам не только искать и находить, но и развивать самые разные направления экскурсионно-туристической деятельности. Здесь что ни деревня, то музей. И это не преувеличение.

В горнице моей светло…

На сей раз мы в селе Арамашево. Здесь в здании дома культуры совсем недавно открылась студия ткачества с красивым названием «Горница». Поднимаемся на второй этаж. И вправду – горница: светло, тепло, на полу половички тканые, на стенах – разноцветье платков и шалей русских, а у окон – ткацкие станки, а точнее – кросна. Раньше чуть ли не в каждой крестьянской семье такие стояли, наши бабушки долгими зимними вечерами ткали на них половики. Да какие! Выкладные, с рисунком или в полосочку, или однотонные. Расстелют их на свежевымытый пол, и становилось в горнице светло и празднично. Как тут не вспомнить Рубцова:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…

В студии ткачества «Горница» можно увидеть, как ткут половики и попробовать это сделать самим.
В этих строках поэта оживает сельская картинка. Вот и местные работники культуры, не желая, чтобы ушла в небытие эта светлая часть крестьянской жизни, взялись обучать древнему мастерству всех желающих. Это один из проектов инициативного бюджетирования. Стоимость его – 86 тысяч рублей, которых хватило на приобретение нескольких станков и оборудование маленькой мастерской. Её гостеприимная хозяйка, Вера Щепелина, познакомила нас с первыми шагами проекта, рассказала о планах и провела мастер-класс. Мы увидели, как ткут половики, шарфики, пояса, а кое-что даже попробовали сделать сами. Кстати, в мастерской можно было кое-что приобрести из вязаных, сшитых и сотканных изделий. Здесь собираются шить домотканые модные сумки, красивые кушаки, русские косынки и многое другое. Остаётся только сказать: молодцы! А заодно и пожалеть, что у нас явно не хватает подобной инициативы. Ведь народные промыслы когда-то были развиты во всех уральских сёлах, в том числе и в наших.

От «Фанкома» до «Свезы»

Далее нас ждал Верхнесинячихинский музей и посещение фанерного комбината компании «Свеза». Знакомство с этим известным предприятием началось именно здесь, в музее, где оборудован небольшой зал, посвящённый его истории. Первый лист фанеры на Верхнесинячихинском фанерном комбинате был получен в конце января 1972 года. Объём выпускаемой продукции в первый год – 52 тысячи кубометров фанеры.

В девяностые годы предприятие было преобразовано в ЗАО «Фанком». Переориентировавшись в основном на выпуск экспортной фанеры, «Фанком» обновлял технику, закупал современное импортное оборудование, в 2006 году была пущена вторая линия по производству большеформатной фанеры.

В 2012 году «Фанком» вошёл в состав группы «Свеза», и началась новая история предприятия.

И вот мы на комбинате. Сначала – инструктаж по технике безопасности, нам выдали ботинки, каски, жилеты. Затем – короткая встреча с директором, Г.М. Соколовым. Не так давно Верхнесинячихинский комбинат стал организовывать экскурсии на производство. Но в прошлом году из-за пандемии от идеи временно пришлось отказаться. Приветствуя журналистов, Геннадий Михайлович заметил, что ситуация по заболеваемости на комбинате стабильно позитивная, поэтому появилась возможность встречать гостей.

Руководитель не без гордости отметил, что предприятие является лидером в мировом производстве берёзовой фанеры. Слово «берёзовый» является здесь основным, потому что фанера из берёзы считается самой качественной. В других странах тоже есть фанера, к примеру, из хвойных пород древесины. Даже в Южной Америке есть производство, но там не растёт берёза, и комбинат туда экспортирует свою продукцию. Всего здесь производят порядка 85% фанеры на экспорт.

Читайте также:  Перспективы есть

Фанера бывает нескольких видов, в зависимости от применяемого клея: карбомидная используется для внутренних работ, в интерьере; если листы облицовываются плёнкой, получается ламинированная фанера, спектр её использования шире. Толщина изделий от 3 до 92 мм.

Мы узнали, что Верхнесинячихинскую фанеру использовали при строительстве Торгового центра в Бостоне, стадиона «Динамо» в Минске, при восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС.

В последнее время стали закупать фанеру для производства игрушек. Причём закупают китайские производители, хотя в Китае есть собственные фанерные производства. Но из своей фанеры они не могут делать игрушки, потому что она более низкого качества.

А «Свеза» имеет несколько сертификатов качества, благодаря чему продукция поставляется в разные страны. Потребители предъявляют высокие требования к качеству самой продукции, они должны быть уверены, что фанера произведена из экологически чистого сырья, что лес поставляют легально. Все необходимые сертификаты компания имеет.

В производстве в основном используется финское оборудование. Так исторически сложилось, что финны наиболее хороши в производстве линий лущения, сушки. На протяжении нескольких лет также стабильным поставщиком оборудования является Япония. Во втором производственном корпусе предприятия оборудование в основном японское.

Мы поинтересовались у руководства комбината про среднюю заработную плату на предприятии, что означает слово «Свеза», не обделяем ли мы российского потребителя качественной продукцией, что может помешать стабильности производства. Геннадий Михайлович, ничего не скрывая, ответил на все вопросы.

Средняя зарплата на комбинате, по данным Свердловскстата, к уровню января-июня 2019 года выше средней по региону почти на 4%, работают здесь в основном жители посёлка Верхняя Синячиха. Небольшую долю среди работающих составляют алапаевцы и жители близлежащих деревень.

Все были приятно удивлены масштабом и отлаженностью производства, его технической оснащённостью, дисциплиной и ответственностью сотрудников
Что касается названия компании «Свеза», в которую входит семь комбинатов по производству фанеры, то директор рассказал легенду, согласно которой это слово расшифровывается как «свечной заводик». На заре рождения компании, это были 90-е годы, люди, решившие заняться бизнесом деревообработки, вспомнили выражение из произведения Ильфа и Петрова, в котором герои задумывают где-то в Самаре открыть свечной заводик. В шутку высказывание этих героев было процитировано. И через годы такое название прижилось. Так это на самом деле или нет, сегодня не скажет никто.

Геннадий Михайлович заверил журналистов, что продукция, идущая и на экспорт, и на местный рынок, произведена по единому стандарту качества.

Самым главным риском производства он назвал обеспеченность сырьём, особенно в межсезонье. Фанера производится равномерно в течение года, а поставки сырья неравномерны, так как заготовка в основном происходит зимой. «Но у нас построена целая стратегия по обеспечению сырьём, – отметил директор, – поэтому в последние годы предприятие практически не останавливается».

После разговора с директором предприятия мы отправились на экскурсию во второй производственный корпус, которую провёл руководитель технической группы Виктор Афанасьев. Все были приятно удивлены масштабом и отлаженностью производства, его технической оснащённостью, дисциплиной и ответственностью сотрудников. И подумалось: пусть так называемый «промышленный туризм» набирает силу, пусть у людей (особенно молодых!), будет возможность знакомиться с современными предприятиями. Это и профориентация своего рода, и воспитание патриотизма, если хотите. Потому что когда видишь всё это, – испытываешь гордость за город и край, где ты живёшь.

Материал подготовила Людмила ЧИРКОВА
Фото из архива автора.
На фото. Комбинат «Свеза» в Верхней Синячихе – один из самых крупных российских производителей фанеры. Здесь работает сегодня более тысячи человек, территория предприятия составляет 58 га, мощность – более двухсот тысяч кубометров фанеры в год.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2021 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: