Вторник, 21 мая 2019 12 +   Подпишись на новости «КИ»
05 марта 2011, 16:00

Деревянные кружева



Архитектура — это летопись мира, но её может прочесть лишь тот, в ком живёт чувство прекрасного, кто знает и любит культуру своего народа и по праву гордится её прошлым и настоящим. Нужно учиться видеть архитектуру, учиться её понимать и чувствовать.

Уроки ИЗО и архитектура

В сегодняшней жизни мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам старины. Одна из причин в том, что не всегда в школе идёт серьёзный разговор об этом с детьми. Нет живого приобщения к красоте древних памятников архитектуры, не раскрывается их огромное значение для русского человека. Отсюда вместо благоговейного любования и бережного отношения — равнодушие и порой варварская жестокость. Именно поэтому на уроках изобразительного искусства встаёт задача активного приобщения учащихся к прекрасным страницам летописи деревянного зодчества.
Предмет «Изобразительное искусство» даёт ребёнку возможность чувственно воспринимать мир. Например, при выполнении рисунка русской избы внимание детей обращается на предметы ассоциативно знакомые, но наделённые свойствами живого существа. «Стоит избушечка-старушечка. Наклонилась до самой земелюшки. Ставенки покосились. Окна — словно глаза человека, повидавшего ой как много на своём веку. Смотрит она на нас печальным взглядом. Старость… А ведь когда-то она была, как красна девица, глаз не отвести, как хороша…» И для меня главное, чтобы на каждом уроке при выполнении своей работы ребёнок переживал гамму различных чувств и настроений.
Что же касается изучения на уроках ИЗО искусства деревянного зодчества родного города, то именно оно способствует обострению внимания к духовности своего народа, интереса и уважения к своему прошлому. Знакомясь с произведениями деревянного зодчества, дети становятся нравственно чище и благороднее.
С ребятами своего класса мы изучили типы крестьянских изб. Узнали, по каким обычаям крестьяне их строили. Также интересно было знакомиться с интерьером избы, различными обычаями и поверьями. Например, место для постройки дома всегда выбиралось очень тщательно. Обычно выпускали молодую корову на открытое место и следили за тем, куда она приляжет. Там и ставили избу. Считалось, что животное лучше человека знает благоприятное место и указывает на него людям. Никогда не ставили избу на месте сгоревшего дома: «на чужом несчастье счастья не построишь», или на месте дерева, в которое попала молния. Перед закладкой дома под один из углов (под «красный угол») закладывали монету. Это чтобы в доме всегда достаток был.

Читайте также:  Волшебные фонари, «туманные» картины, электротеатры и «живое» кино

Красива старина, да…

Ребятам было дано задание — собрать адреса домов, которые, по их мнению, являются яркими представителями деревянного зодчества. Они очень активно включились в работу. После, составляя маршрут экскурсии по адресам, предоставленным ребятами, у меня создалось впечатление, что ни одни кружевные наличники, ажурные причелины или резные ставни не остались без внимания. В результате знакомства с деревянной архитектурой Камышлова мы сделали следующий вывод: в нашем городе есть дома, которые являются яркими представителями деревянного зодчества. Но некоторые из них находятся в плачевном состоянии. И для их сохранения нужно немедленно принимать меры. Хорошо бы обозначить такие дома табличками «Памятник архитектуры. Охраняется законом».
Кроме того, в ходе своей работы мы отметили и положительную сторону. Кроме старых домов, заслуживающих огромного внимания, стали появляться новые, которые строятся по законам древних зодчих. В их оформлении используются элементы архитектурных украшений с различной символикой. Яркий пример — дом № 116 по улице Комсомольской, архитектором и строителем которого является Николай Кузнецов. Мы с большим удовольствием рассматривали многочисленные узоры и орнаменты этого шедевра камышловской архитектуры.
Испытанная радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра. Замечательные памятники деревянного зодчества воспитывают уважение к делам наших предков, будят нашу память, воспитывают чувство гордости к прошлому своего народа. Давайте будем беречь эту рукотворную красоту!

Елена КУРИНОВА, учитель ИЗО школы № 1.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2019 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: