В этом году исполнилось 200 лет выдающемуся мыслителю Карлу Марксу, который системно охарактеризовал все пороки капитализма и активно развивал теорию классовой борьбы.
«Щупальца капитализма» проникли и в систему образования. Современное образование перестало быть ценностью и социальным лифтом, а стало услугой. Под влиянием капитализма в современном образовании изменился характер взаимодействия между участниками образовательных отношений. Перефразируя тезис Н. Бухарина, отметим, что по мере модернизации, оптимизации, стандартизации и прочей «ции» усиливается классовая борьба в образовании. Некогда единое сообщество администрации, педагогического коллектива и родителей было ориентировано на достижение общих целей. Сегодня мы наблюдаем антагонизм* этих классов.
В современных образовательных отношениях можно выделить четыре основных класса: управленцы, педагоги, родители и учащиеся. У всех четырёх классов вырисовываются различные социальные интересы, вступающие в противоречия.
В советское время педагогический коллектив был единой конструкцией во главе с директором, который был первым среди равных, «учителем учителей». Директорами назначались лучшие из учителей, а не как зачастую сейчас – менеджеры, экономисты, бывшие чиновники. Различия в социально-экономическом статусе между директором и учителями были минимальные: зарплата советского директора отличалась от учительской на 30-40%.
Сегодня антагонизм между управленцами и педагогами проявляется и в величине зарплат. Зарплата педагога составляет 12-15 тысяч рублей, а управленцев – 120-150 тысяч рублей. Происходит присвоение монетизированного результата труда управленцами – сразу становится ясным, кто является эксплуататором. Парадокс в том, что для дикого капитализма, который процветает в России, это норма. Сегодня разница в зарплате руководителя бюджетного учреждения от средней зарплаты основного персонала может составлять восемь раз. Возникает вопрос о справедливости такого разрыва. Хотя ещё философ Платон говорил, что разница в доходах царя и простого гражданина должна быть в пять раз. В западной модели капитализма считается нормой разница окладов среднего менеджера и рядового исполнителя 25%.
Для управленческого класса главное – чтобы был «порядок в танковых войсках»: штатные единички вели свои часы в соответствии с расписанием и строчили бумажки на каждый свой шаг в трёх экземплярах на всякий случай, чтобы не было ЧП и отчётность была в порядке. Качество образования уже мало кого интересует: проверяющие не ходят на урок и не смотрят качество преподавания, а смотрят бумажку, в которой указано, что все окей!
Вышесказанное вызывает антагонизм педагогического класса. Сегодня главным камнем преткновения стала зарплата педагогов. Для работников, согласно марксизму-ленинизму, важнее всего условия труда и зарплата. Характеристику данному классу дал историк и социолог Игорь Бестужев-Лада: «Если платят поурочно, они готовы дать хоть двенадцать уроков в день. А уж выдержит ли ребёнок – это его проблемы».
Управленческий эксплуатирующий класс пытается превратить педагогический коллектив в немую биомассу, выполняющую трудовые функции за копейки и делающую вид, что всем довольна и счастлива от творческого процесса. У них нет другого выхода, они обречены.
Классы управленцев и педагогов при имеющихся противоречиях пытаются не переводить классовую борьбу в горячую фазу, так как имеют симбиозные связи и помнят лозунг Стругацких: «После серых приходят чёрные». Да и управленцы понимают, что организация – это не стены, а живая человеческая система. Многие считают самым ущемлённым классом учащихся, которых все эксплуатируют. Я же считаю, что самый униженный и беззащитный класс – педагоги. Из уважаемых людей они стали прислужниками, оказывающими образовательные услуги. Качественное дай образование тем, кому оно, может, и не нужно, обучая, сдувай пылинки с «клиента» и гладь его по головке, да так, чтобы ещё родителям нравилось, профессионально самосовершенствуйся за свой счёт. А потом ещё сто бумажек заполни, чтобы у чиновников не возникло чувство, будто зря ставку получаешь.
Родители часто противостоят всем другим классам. Давят на учителей, указывая, как учить и оценивать, жалуются на администрацию по условиям пребывания ребёнка в образовательном учреждении. Опросы многих педагогов и управленцев показывают, что самым негативным фактором в их работе являются родители. Их не устраивают большие затраты на обучение ребёнка, добровольно-обязательные взносы на нужды школы, дорогие подарки учителям.
И остаётся класс учащихся. Их вообще никто не спрашивает, какие у них интересы. Хотят ли они изучать астрономию, нужна ли она им в 10-11 классе? И все с них требуют. Методы борьбы у учащихся специфические, о них написано в учебнике по психологии. При таком антагонизме интересов классов в образовании становится страшно за наше будущее.
Павел ЗЛОБИН
* Антагонизм — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Какую интересную тему поднял автор.У знакомых педагогов эти вопросы очень болезненно воспринимаются,особенно в начальной школе. Если в старшей школе предметники могут увеличить зарплату за счёт увеличения часов, в начальной школе всё как написано в статье.
Считаю,что больше всего страдают дети.У них вся жизнь впереди,а с таким образованием как её начинать строить.
А какой негативный фактор-родители? Они правильно возмущаются по поводу разных взносов,подарков,больших трат на обучение.Для педагогов это почему-то негатив.Поднятая тема,конечно,спорная. Мнения могут быть резко противоположные.
Поборы они и есть поборы, восприниматься могут только как негатив. Печально то, что многие родители воспринимают это как данность, и чем дальше, тем «больше дров».
Так не должно быть!
Злободневная статья!
Аналогичная ситуация и в высших учебных заведениях…