Почётный гражданин Свердловской области, нашего города и района А.Н. Макарян – человек глубоко мыслящий и всегда имеющий собственное мнение. Недавно в интервью он рассказал о своём отношении к революции 1917 года. Сегодня Альберт Николаевич продолжает начатый разговор, беседуя на исторические темы со студенткой факультета журналистики УрФУ Елизаветой Макарян.
– Альберт Николаевич, почему события 1917 года вызывают сегодня такой общественный резонанс?
– На мой взгляд, это событие двоякое. Кто-то его воспринимает как прогресс в стране, кто-то, например, либерал-демократы, я бы даже назвал их лжедемократами, – как трагедию. Начнём с того, что каждая революция для любого государства – это потрясение. Что касается революции 17-го года, она зрела давно. Можно сказать, что это началось с Александра II, который якобы освободил крестьянство. Но сделано это было уродливо. У крестьян изъяли обработанные земли, придомовые участки, от которых они кормились и платили оброк помещикам. Их заставили эти земли отдать в пользу государства. Хорошие земли, в которые они вложили свой труд. А крестьянам продали за кредиты в банке необработанные, неплодородные. И тут начался голод. Людям нечем было платить оброк. Соответственно недовольство зрело. Александра II убили, на престол вступил Александр III. Себя ничем не проявивший, кроме того что ввёл золотой рубль по совету министра Витте, и золотой рубль «потёк» за границу, а оттуда приходили бумажные, ничем не подкреплённые деньги, то есть такие, как сегодня у нас. Это же при Советской власти на каждый рубль было золото. Потом потекли в Россию так называемые инвестиции из-за границы. Отсюда и недовольство. Россия была в основном крестьянской страной, ведь 80% жителей были крестьянами. И если некоторые сегодня говорят о том, что Россия до войны процветала, они не знают историю. Если бы Россия развивалась, народ за большевиками не пошёл бы. Развивались помещики, и это их зерно уходило за границу. Крестьянам же кормиться было нечем. Вот что было! И, конечно, это ничего хорошего стране не сулило.
– То есть были предпосылки для революции?
– Она не случилась сама по себе. Не зря революция была в 1905-м, не зря была в 1907 году и окончательно произошла в 1917-м. Тут большую роль сыграли интеллигенты, офицерство. Они не помогали молодой стране в восстановлении хозяйства, экономики. А уехав из страны, бросили её на произвол судьбы. Дело в том, что у нас многие не знают историю, даже те, кто называет себя докторами исторических наук. Либо намеренно коверкают. И начали это делать ещё задолго до Советской власти, с 18-го столетия.
– А в чью пользу стали менять взгляд на историю?
– В пользу номенклатуры, правящего класса, правящей элиты.
– Почему сейчас так превозносят царскую семью?
– Здесь у меня ещё большее недоумение. В 1913 году отметили 300 лет дому Романовых, в 2013-м – 400 лет, но ведь дом Романовых закончился Петром II. Потому что потом правили полукровки – Елизавета, Анна Иоанновна, Пётр III. Екатерина II вообще немка. И затем в России правили немцы. Так вот, к 1917 году у Николая II уже и не было русской крови. И вправе бы называть его не император, царь русский, а император Российской империи немецкого происхождения. Я не знаю, за что возносят Николая II и почему его канонизировали. Царь – помазанник божий, и, когда его короновали, его так и называли. А когда он написал отречение, то, в принципе, изменил присяге. Он не имел на это права. Отрёкся от престола в пользу брата, потому что все, и он, понимали, что страна становится неуправляемой. И с того момента, как подписал отречение, он стал простым гражданином России. И то, что сегодня декларируют и говорят, что расстреляли царскую семью – нет, расстрела царской семьи не было, был расстрел гражданина Романова, если он был вообще, этот расстрел. Я многое читаю, ряд исследователей сомневается в том, что этот факт был. Но дело в том, что нашему народу, в прошлом язычникам, всегда нужен был идол. Сначала царь, потом – Ленин, Сталин, Горбачёв и так далее. Раз нужен идол, его создают. Поэтому моё отношение к этому спорное.
– Но ведь его называют мучеником…
– Да, принял он мученическую смерть, но ведь ещё страшнее смерть приняла Зоя Космодемьянская. Её пытали, босиком по снегу водили, повесили. А она такая же гражданка России, как Романов Николай Александрович. Почему её не канонизировали? Царь жестоко подавил революции 1905 и 1907 годов, и эта кровь на его совести. Он «сдал» государство всяким Милюковым и своему дяде Николаю Николаевичу. Так в чём винить большевиков? Не в чем. Их было настолько мало, что они в одиночку переворота не могли совершить. Революцию совершили в феврале сподвижники Николая II, арестовали его и сослали в Тобольск. А потом перевезли в Екатеринбург. Полагаю, большевикам расстреливать царскую семью, в принципе, не было необходимости. И когда к Екатеринбургу подходил Колчак, вполне логично, что их эвакуировали в Пермь. Расстреливать было больше поводов у Колчака, чем у большевиков.
– Но ведь у царя уже не было авторитета среди народа. Народ ему не верил.
– Народ не верил, больше того, народ его ненавидел. Это сегодня народом движет мода, и крестные ходы и прочее – тому доказательство. Но это моё мнение и моё отношение, которое я никому не навязываю.
– Ваше отношение к Ленину как исторической личности?
– Понятие «историческая личность» для меня очень странное, ведь каждый человек, который живёт в нашей стране, является исторической личностью. Да, была такая личность, как Ленин, но отношение у меня к нему неоднозначное. Дело в том, что Ленин был очень умным человеком, создал много умных произведений, много писал о строительстве государства. Но это была теория, которую он почерпнул у Маркса и Энгельса. А Маркс – это догмат, он написал «Капитал» не для России, а для Европы, потому что не рассчитывал на революцию в России, не думал, что Россия совершит её первой. Но самая большая ошибка Ленина в том, что, находясь в эмиграции, он упустил российский народ. Он не знал крестьянский характер мужика. У него в помощниках был Троцкий и другие. То есть Ленин не рассчитал характер народа, которым хотел управлять. Он жил за границей на деньги немцев и американцев, это они были заинтересованы в революции.
– Тем не менее, он вождь революции…
– Только Февральскую революцию я могу назвать революцией, но те, кто пришли к власти, не рассчитали свои силы и познания в управлении огромным государством и бросили эту власть! А большевики её подобрали, несмотря на то что их было меньше. Ленин говорил, что революция – это дело потомков, что им не дожить до неё. И это значит, что то, что произошло в октябре, произошло спонтанно. Когда большевики почувствовали, что им никто сопротивляться не будет, когда им сдалось временное правительство, они просто власть взяли. И Ленин допустил огромную ошибку, создавая правительство, не разобравшись в людях. Он не смог отделить зёрна от плевел. Не смог или не захотел. Хотя победи Троцкий – было бы намного хуже, чем при Сталине. Нужно уметь изучать литературу и читать между строк. Не хочу обидеть тех, кто пострадал. Но были они посажены за разные дела, не всех поголовно расстреливали. И нельзя вести речь о миллионах репрессированных. Было всего около семисот тысяч. Много ли это? Очень. Много ли среди них невиновных? Очень. Но случилось то, что случилось. Сталин был абсолютно прав в том, что в такой грозной ситуации, как война, очистил общество от негодяев, и если бы он этого не сделал, мы бы не выиграли главную нашу войну. А вообще вы затронули очень обширную тему, об этом можно говорить и говорить. Уложиться в одну страницу газеты невозможно.
– Спасибо, Альберт Николаевич, за смелость позиции и за интересные суждения, идущие в разрез с общепринятыми. Было очень интересно беседовать.
Елизавета МАКАРЯН
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Директор санатория «Обуховский» Альберт Николаевич Макарян и Елизавета Макарян.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Навеяло.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: (с)
У такого дедули внучке есть чему поучиться!