Галина ШИПИЦЫНА
Самый вечный, искренний и бескорыстный источник вдохновения художников во все времена – природа. Пейзажи притягивают, завораживают, влюбляют в себя. А если природа к тому же становится не только образом, но и материалом для создания произведений искусства? Результат превосходит любые ожидания!
Когда заходишь в зал городской библиотеки, где в эти дни (до 12 января) работает выставка «Метаморфозы природы», хочется сказать: «Чудо!..». Здесь представлены работы трёх камышловских мастеров-художников – Елены Петуховой, Алевтины Мутли и Константина Мохирева.
Вода, глина, береста – материалы очень разные, непростые, и каждый со своим характером. О том, как из них и с их помощью создавались произведения искусства, которыми мы любуемся на выставке, беседуем с авторами.
Береста сама подскажет
Основная часть экспозиции – декоративные панно, выполненные на бересте Еленой Петуховой. Не будем раскрывать тайны творчества, хотя Елена Анатольевна охотно ими делится, поговорим об идее, её возникновении и воплощении. Потому что мысль о создании таких картин-панно принадлежит самой Елене Петуховой. Началось всё довольно просто: отправилась как-то художница в лес…
– Увидела старую берёзу, около которой лежал кусок бересты. Взяла его, начала крутить, рассматривать. Что в бересте хорошо – вглядись в неё, и она сама скажет тебе, что хочет.
Люди творческие, как известно, народ увлекающийся, и после первой работы последовали вторая, третья, четвёртая… Бересту отрывали с дров все знакомые. И потом каждая неровность, зазубринка, выпуклость поверхности под кистью мастера превращались в деталь пейзажа – зимнего, осеннего, летнего…
– Работаю и на внешней, и на внутренней сторонах, – рассказывает Елена Анатольевна. – Смотря как материал ложится, подсказывает, и что мне хочется сделать из него. Первое время переживала даже, что это несерьёзное увлечение. Но потом увидела реакцию знакомых и поняла: раз людям нравится, надо продолжать.
Это было абсолютно верное решение. Потому что увидеть, почувствовать в куске берёзовой коры будущую картину дано далеко не каждому.
–Трудно ли? – спрашиваю мастера.
– Это – интересно!
Красота из глины
Глина – материал более традиционный, однако руки мастера сотворяют из неё чудо. А.Г. Мутли занимается художественной лепкой из глины вместе со студентами педколледжа, её работы – прекрасные образцы для изучения искусства керамики.
Занимается ею Алевтина Германовна ещё с институтских времён, а вот серьёзно стала работать с глиной несколько лет назад. Из нашей, камышловской, глины, запасы которой ещё велики, можно создавать великолепные работы!
– Мы начали с создания народных игрушек, – рассказывает Алевтина Германовна. – Натолкнул на это семинар по созданию таволожской игрушки. Мы тогда задумались: в Камышлове, где под ногами столько материала, не могло не развиваться в старину это ремесло. Так и было, только в наших деревнях делали из глины посуду. И мы стали пробовать, осваивать секреты местной глины.
Педколледж приобрёл специальную муфельную печь для керамики, и изготовление работ ведётся по всем правилам гончарного дела. Игрушки, статуэтки, фигурки «выпекаются» при температуре 900 градусов – это называется «утильный обжиг», как объяснили мастера. Потом начинается завершающий этап – тонирование, украшение, декорирование, здесь используются самые разные технологии – как захочется художнику и самой его работе.
– К любому материалу нужно найти подход, – говорит Алевтина Германовна, – и он откроет свои секреты. Я очень люблю глину, она тёплая, и, надеюсь, это взаимная любовь.
С помощью воды
Третья составляющая выставки связана с водой. Проходишь вдоль экспозиции, рассматриваешь вблизи или издали картины, статуэтки – и вдруг замечаешь, что за тобой наблюдают большие глаза красивой девушки с самого крайнего портрета. Это одна из работ Константина Мохирева. В этот раз он экспонирует несколько картин, выполненных акварелью и сепией.
Спросите, почему вода? Это основа акварельной живописи – во-первых, и эксперимент художника при работе с мягким карандашом – сепией – во-вторых. Для простого человека это довольно сложно: тонкости технологии грунтования сухим материалом, использование в процессе работы воды. Нам гораздо важнее результат, который мы видим и которым наслаждаемся. И ещё одна особенность – в акварельном натюрморте.
– Это работа без предварительного рисунка, возможность оторваться от него и работать от цветового пятна, – объясняет Константин Викторович.
Надо признать, эксперимент художнику удался, а студенты педколледжа познакомятся с новой технологией в живописи, освоенной их преподавателем.
Когда мы беседовали, в словах художников прозвучала невесёлая мысль о том, что в последнее время стало много равнодушных людей. Скучающие глаза, оторвавшиеся от экранов, отсутствие интереса, увлечённости… Нельзя с этим не согласиться. К счастью, такая тенденция не абсолютна. Приходите на выставку посмотреть творчество неравнодушных людей, которые в малом видят большое и умеют создавать такую красоту, которая радует и делает нас, зрителей, светлее.
Коллаж Константина Мохирева.
На фото. Камышловские мастера-художники – Елена Петухова (в центре), Алевтина Мутли, Константин Мохирев.
© Редакция газеты «Камышловские известия»