Путешествия
«Жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать», – писал Н.М. Пржевальский. Вот и мы, дети погибших защитников Отечества, ветераны труда Свердловской области и Пермского края, совершили круиз на теплоходе «Н.В. Гоголь» по главной реке России – Волге.
Ее называют главной улицей России, и неспроста. В бассейне Волги сосредоточена значительная часть населения нашей страны. Река – великая труженица, связующее звено между регионами европейской части России, и популярнейшая река для путешествий. Всюду видишь снующие вниз и вверх по течению, сверкающие своей белизной теплоходы.
Неизгладимые впечатления оставляют в памяти ее живописные берега и многочисленные населенные пункты, а также творения рук человеческих – плотины, водохранилища, шлюзы. По пути следования теплохода мы получали информацию о городах, не вошедших в список посещаемых, но интересных для нас: Набережные Челны, Чистополь, Нижнекамск (это на Каме), Ульяновск, Тольятти, Новокуйбышевск, Волжский, Балаково, о крупнейших электростанциях и других промышленных предприятиях. Волга прекрасна в любую погоду. Не случайно ее название звучит в произведениях многих писателей, поэтов, композиторов, она изображена на картинах художников.
Много наших соотечественников оставили свой след на берегах великой реки: С. Разин и Е. Пугачев, А. Радищев и Н. Чернышевский, К. Федин и М. Горький, П. Столыпин и И. Гончаров, Н. Карамзин и Н. Некрасов, И. Репин и В. Ульянов (Ленин), Ю. Гагарин – вот неполный список известных россиян.
Первый из крупнейших приволжских городов на нашем пути – Казань, столица Татарстана. Крепость Великой Булгарии, столица Казанского ханства, губернский город – все это история древнего города. «Вообще значение Казани велико: это место свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их видите на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру», – писал А. Герцен. Это действительно так. Удивительным город оказался и для нас, впервые оказавшихся в нем. Конечно, за непродолжительное время невозможно всё осмотреть, но то, что нам показали на экскурсии, восхищает: Казанский кремль, «падающая» башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф (вторая по величине в России), Соборы Петра и Павла, Благовещенский, резиденция президента республики.
Самара – самый крупный на Средней Волге промышленный и культурный центр, самый многочисленный по числу жителей, в тяжелый период Великой Отечественной войны здесь находились правительственные учреждения, эвакуированные из Москвы. А на глубине 36 метров – бункер для И. Сталина (в котором он никогда не был). В Самаре много памятников: собор Св. Георгия Победоносца, театр драмы, здание железнодорожного вокзала, мемориал на площади Славы, памятники В. Чапаеву, В. Куйбышеву и другие.
Следующий город на нашем пути – Саратов (Сары-Тау, желтая гора), протянувшийся по правому берегу Волги на 50 километров. А на другом берегу находится второй по величине в области город Энгельс. В Саратове так же много старинных зданий: Свято-Троицкий собор, храм «Утеши мою печаль», бывшие купеческие особняки, памятники К. Федину, Н. Чернышевскому, Н. Вавилову, П. Яблочкову, П. Столыпину, Л. Руслановой, Ю. Гагарину и даже первой учительнице.
Царицын-Сталинград-Волгоград. Это название вписано в героическую летопись всемирной истории. Здесь каждая улица, каждый дом овеяны дыханием Великого подвига. Страшным смерчем пронеслась над городом Сталинградская битва – 200 дней и ночей гремели бои. Весь мир, затаив дыхание, следил за ходом сражений. В боях с обеих сторон участвовало свыше двух тысяч танков, 26 тысяч орудий, около 250 самолетов, свыше двух миллионов человек. Здесь нашей Родине пришлось выдержать одно из самых тяжелых испытаний в своей истории. Победа на Волге, как известно, положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. Городу было присвоено звание города-героя.
Много памятных мест напоминает о славной истории Волгограда, среди которых всем известные Мамаев Курган, музей-панорама «Сталинградская битва», дом Павлова. Город и ныне – самый крупный по числу жителей и хозяйственному значению на Нижней Волге, самый протяженный (80 км) в нашей стране.
Конечный пункт нашего путешествия – Астрахань, важнейший торговый центр на Нижней Волге. На протяжении многих веков – столица Астраханского ханства (в 1555 году присоединено к России). Неповторимый облик придают Кремль с Успенским собором, особняки купцов, промышленников и горожан 1-й половины XIX – начала XX веков, многочисленные храмы и мечети. Очень красива набережная Волги (особенно в вечернее время) с ее «поющими» фонтанами. Рынки и магазины здесь изобилуют «главными» продуктами: рыбой и арбузами.
На обратном пути мы еще раз посетили Волгоград, Саратов, Самару, любуясь берегами, Жигулевскими горами, шлюзами и мостами. А на правом берегу Камы посетили города Елабуга и Чайковский, которые отличаются друг от друга возрастом и значимостью. Первый – один из культурных центров Татарстана, с музеями И. Шишкина и М. Цветаевой, а второй – новый город энергетиков (Воткинская ГЭС). Запомнилось, как встречали нас, туристов, на пристани Елабуги, помнится и угощение – национальное кушанье «чак-чак».
…Впечатления от двухнедельного круиза от Перми до Астрахани и обратно незабываемые. Конечно, многое зависело от экипажа теплохода «Н.В. Гоголь» (год выпуска 1958, построен в ГДР), творческой группы с ее развлекательными программами, ВИА «Перекат», сотрудников ресторана, обслуживающего персонала, экскурсоводов. Гостеприимные хозяева показали и сам теплоход от машинного отделения до капитанского мостика. Высокая ответственность каждого из команды, внимание к нам, пожилым людям даже на стареньком теплоходе позволило нам прекрасно провести свой отдых.
«Любить свою Родину – значит знать ее», – писал Н. Чернышевский. Для нас круиз по главной реке России стал возможностью познания важнейшей части нашей страны. Хочется поблагодарить министерство социальной защиты населения Свердловской области, его отделение по Камышлову и району за предоставленную возможность совершить замечательное путешествие.
Николай ГОБОВ,ветеран педагогического труда.
Фото автора.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Теплоход на фотке в газете один в один «Булгария», которая утопла. Рисковал автор статьи.
Все рискуют, кто по Волге путешествует, по ней ходят очень много таких теплоходов.
Рискует любой отдыхающий
А что, в воздухе тоже риск…
Быстро же забыли ЯК-42 с игроками ХК «Локоматив» (Ярославль).
Просто по улице ходить опасно.
Волков бояться… они совсем распоясаются!