Пишу по поводу фотографии с видом Камышлова, опубликованной в газете «Камышловские известия» 1 октября 2019 года.
Дома купеческие и прочие…
Наиболее распространены были чёрно-белые фотооткрытки камышловских фотографов Л.И. Дё-мина и В.А. Богомолова
Рядом – одноэтажный каменный дом. В нём был рыбный магазин купца-рыботорговца Спиридона Абрамовича Мещерякова. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в этом доме была столовая военторга. К ней были прикреплены работники эвакуированной из Москвы фабрики охотспортизделий. Она давала продукцию для армии и относилась к наркомату обороны. Мне удалось поработать на этой фабрике. Тем, кто трудился в дневную смену, привозили обед на фабрику, а тем, кто был в ночную, приходилось днём ходить обедать в столовую.
Меню было из двух блюд – жиденький суп и каша. Работники фабрики оценивали суп так: «крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой», а кашу – «хороша каша, да мало в чашке». Почему в чашке? Потому что в столовой вместо тарелок были глиняные миски, которые назывались чашками. В послевоенное время в этом доме было Трансагентство. В нём, например, можно было забронировать номер в любой гостинице Свердловска. Эта услуга стоила три рубля. Сейчас в этом доме магазин «Красное-белое». Следующий одноэтажный каменный дом – магазин хлебной торговли купца П.Н. Мошарова и его сына Александра. В послевоенные годы здесь был магазин «Мелодия», сейчас – «Респект».
Что было в домах, где сейчас аптека и магазин «Кодак», мне неизвестно. Дальше на фото виден двухэтажный полукаменный дом, в котором были меблированные комнаты Дямбовского. В послевоенные годы по решению Камышловского горсовета второй деревянный этаж был разобран и сделан каменный, а здание удлинено за счёт парадного входа и веранды. Сейчас это жилой дом. Кроме меблированных комнат Дямбовского, в Камышлове были меблированные комнаты «Кама» и ресторан Оттона Станиславовича Волейко с сыном Болеславом. Находились они в двухэтажном полукаменном доме, который сохранился до наших дней и находится на углу улиц Ленина и Комсомольской.
Но вернёмся к фотографии. Рядом с домом Дямбовского – одноэтажный каменный дом. В послевоенные годы в нём был магазин запасных частей к тракторам. И, наконец, угловой двухэтажный каменный дом купчихи Серовой.
Камышловские фотографы и издатели
В Камышловской типографии Валентины Александровны Штернталь, к примеру, печатали чёрно-белые открытки
Кроме фотографий, издавались чёрно-белые и цветные типографские открытки. В Камышловской типографии Валентины Александровны Штернталь, к примеру, печатали чёрно-белые открытки. Издательство книжной торговли Камышловского епархиального отделения издавало чёрно-белые и цветные открытки. В Екатеринбурге Вениамин Леонтьевич Метенков – чёрно-белые открытки с видами Камышлова. В Москве загадочная фирма ARM издавала чёрно-белые и цветные. На обороте цветных открыток было напечатано «К-Ва. Х.Т. Пветкова. Москва», фирменный знак и номер. Эти чёрно-белые открытки коллекционеры называют «аэрэмовскими», а цветные – «Пветковскими». Они считаются лучшими по качеству исполнения.
Все эти издатели и печатали только свои виды Камышлова, не копируя других. А вот Метенковские открытки встречаются с надпечаткой на обороте на немецком языке: «Вильгельм Греве. Берлин». Камышловский краевед Виктор Ивановича Буньков где-то «откопал» цветные фотографии с видами Камышловского уезда, сделанные до Октябрьской революции царским фотографом Прокудиным-Горским. Это виды Обуховских минеральных вод, церкви в селе Обухово, вид на Камышлов и другие. Слышал, что чёрно-белые открытки с видами Камышлова издавал Грандберг в Стокгольме, но не видел таких. Несмотря на большое количество издателей, дореволюционные виды Камышлова встречаются довольно редко.
Игорь БАЛЫБЕРДИН ветеран Великой Отечественной войны, краевед
На фото. Так выглядела центральная Торговая площадь Камышлова в начале XX века. Автор фото неизвестен.
В статье использованы материалы из журналов Камышловской уездной земской управы разных лет, открытки из коллекции автора и дореволюционная реклама.
Фото из архива Игоря Балыбердина.
И такое было
В 1910 году Вологодская губернская городская управа обратилась в Камышловскую земскую управу с предложением поддержать их ходатайство о соединении рек Сибири и России. Камышловское уездное земское Собрание, обсудив этот вопрос, постановило: «Воздержаться от участия в ходатайстве по предложению Вологодской губернской земской управы о соединении рек Сибири и России ввиду невыясненности вопроса».
Источник: журнал Камышловской уездной земской Управы за 1910 год, стр. 131.
© Редакция газеты «Камышловские известия»