Человек и закон
«Почему я ворую у родителей деньги? Просто хочу обратить на себя их внимание». Так ответила на мой вопрос несовершеннолетняя Алёна, состоящая на учете в отделении по делам несовершеннолетних за кражи.
Детские кражи – проблема далеко не новая. Во все времена водились нечистые на руку школьники. Но за последнее время мы наблюдаем значительный рост краж, они приобретают характер эпидемии. В чём причина? И как быть?
Принято считать, что большинство ворующих детей – из семей с низким уровнем материального благосостояния и образования. Однако сегодня гораздо выше процент совершения краж подростками, родители которых материально обеспечены и имеют высшее образование.
Главная причина разгула детского воровства видится в неправильном воспитании, когда у ребёнка не сформировано уважительное отношение к чужой собственности, он не умеет спрашивать разрешения воспользоваться вещью, ему не принадлежащей, и не понимает, зачем это нужно делать. Значительную роль в побуждении ребёнка к краже играет и психологическое состояние подростка, когда, воруя, он избавляется от эмоционального неблагополучия в школе и семье.
Среди видов детских и подростковых краж выделяют домашнее и школьное воровство. Домашнее – когда дети тайком берут у своих родителей деньги или другие ценности. «Да, он раньше воровал у нас деньги, а теперь и на улице людей грабить начал», – разводит руками отец Дмитрия. На подобные случаи в семье нужно обращать самое пристальное внимание, ни в коем случае не делать вид, что ничего не происходит, так как это сигнал тревоги, и он говорит о том, что ребёнок чувствует себя отчуждённым в семье или у него накопились проблемы со сверстниками.
Для домашних воришек деньги – не самоцель, просто с их помощью дети пытаются решать свои проблемы как в семье, так и в детском сообществе. Воруя у родителей, дети подсознательно заставляют их изменить отношения в семье в благоприятную, комфортную для них сторону.
Другой вид детских краж – школьное воровство. Младшие школьники чаще всего просто берут без спроса и не отдают товарищам по классу мелкие вещи (брелоки, ластики, ручки). У них ещё нет отчётливого желания присвоить, украсть, они ещё не понимают, что покушаются на чужую собственность, и не боятся санкций сотрудников полиции, учителя или одноклассников. Гораздо сильнее желание иметь понравившуюся вещь.
Дети среднего школьного возраста часто «заимствуют» деньги учителей, если видят открытую сумку, или обшаривают вещи, висящие в гардеробе. Иногда с помощью кражи они пытаются утвердить свою власть, завоевать высокий статус в группе, стремятся оказать воздействие на сверстников: кого-то проучить, наказать, кому-то отомстить, особенно тем, кому завидуют, кто раздражает. Часто дети среднего школьного возраста, воруя, вообще полагают, что не делают ничего плохого, считая, что тем, «у кого по три сотовых телефона, надо делиться с теми, у кого нет ни одного». А старшеклассники, как правило, на кражи идут осознанно.
И домашних, и школьных «жуликов» объединяют некоторые общие личностные свойства. Обычно это ребята, склонные к риску, неспособные предвидеть последствия своих поступков, со слабой волевой и нравственной регуляцией.
Уважаемые родители, если вовремя не откорректировать поведение ребёнка, то антиобщественные тенденции могут взять верх. Поэтому, прежде всего, необходимо:
– воспитывать в ребёнке уважительное отношение к чужим вещам;
– требовать от него, что «взятое без спроса» должно быть возвращено;
– настаивать на немедленном извинении перед людьми, которым он нанёс обиду;
– компенсировать или исправить причинённый ущерб (это делается не для того, чтобы унизить ребёнка, а для того, чтобы восстановить справедливость);
– ясно показать своё неодобрение поступка ребёнка, помочь ему понять тяжесть содеянного, найти возможность исправить ошибку и искупить вину, а также наложить запрет на подобные действия.
Если родитель, обнаружив у своего ребёнка чужую вещь и получив от него признание в краже этой вещи, задаёт вопрос: «Тебя никто не видел?», да еще помогает скрыть дурной поступок, то тем самым даёт разрешение ребёнку на воровство, поощряет его следующее противоправное деяние. В нашей практике и такие случаи – не исключение.
К взятому без разрешения необходимо отнестись как к ошибке, которую всегда можно исправить, не нужно закреплять за ребёнком штамп вора. В некоторых случаях необходима работа специалистов, обратитесь к психологу. В каждом ребенке, помимо негативных черт, есть огромная масса хороших задатков, именно к ним и должны взывать родители.
Елена ЛЯЗЕР, начальник отделения по делам несовершеннолетних.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Проблема детского воровства очень серьёзная, автор статьи очень правильно её описала и определила основные направления воспитательной работы родителей по её искоренению. Никто кроме родителей, а главная роль принадлежит маме — только она в состоянии отучить ребёнка от воровства, причём процесс этот длительный на протяжении всех лет воспитания ребёнка.