Я хочу поделиться с читателями о годах, проведенных в доме, называемом Порошинская школа. Расположена она на территории военного городка. Пришли мы в школу-новостройку в 1960 году. Правда, к 1 сентября она не открылась, и до ноября нам пришлось учиться в другом помещении. Торжественное открытие состоялось 5 ноября. Мы, восьмиклассники, были старшими, и так продолжалось до самого выпускного 11-го класса. Как и полагается старшим, нам выпала хорошая участь – обустройство любимой школы, зарождение традиций, которые по сей день, я надеюсь, не утрачены.
Что такое новостройка? Это голое здание. Мы укладывали асфальт, разбивали цветники, сажали деревья, устанавливали скамеечки. Я не приукрашиваю. Да, укладывали асфальт. Помню серо-черные кучи около школы. Мы сначала их разбрасывали, потом укатывали катком, настоящим дорожным катком. Нас же было много, и у всех вместе хватало сил его передвигать. На цветники и клумбы землю привозили откуда-то из-под Порошино (тогда еще это село было на карте нашего района). Весело, с песнями, на открытой машине во внеурочное время (после занятий) ездили мы туда, сами нагружали машину, сами разгружали возле школы. Мальчишки укладывали грунт в клумбы, а девочки сажали цветы.
Заканчивался учебный год, школу нужно было привести в порядок. Уж не знаю, на какие средства приобретались известь, краска, рабочий инвентарь, но свой класс мы ремонтировали сами. Хотя в школе была кабинетная система. Базировались мы в химкабинете, вот его и содержали в чистоте и порядке. Кроме того, еще столовая, спортзал, учительская, пионерская комната также были на наших плечах, так как мы старшие. Помню, в какой-то год красили учительскую: окна, батарею, пол, двери, а форточку закрыть забыли. О, ужас! Елена Ипполитовна Войтова, наша классная, обратила внимание на это. Что делать? Ведь вся работа может пойти насмарку в случае непогоды. Я взяла банку с краской, кисть и осторожно пошла к окну. И, конечно, поскользнулась и упала. Всем смешно… Форточку закрыла, уже не осторожничая, закрасила за собой следы проникновения и падения. Обидно было и досадно. Хотя высохло всё ровно.
А в подарок школе уже в 11-м классе мы построили теплицу. Начали мы ее строить еще в 10-м. В мае-июне дни уже подлиннее. Так мы приходили в школу до занятий, в 6 часов утра, пока не жарко. Два часа поработаем, переоденемся, перекусим – и на занятия, так решили на комсомольском собрании.
Много добрых, созидательных решений принимали мы на этих собраниях. Была у нас неделя дежурства. Всю эту неделю дежурный класс приходил в школу в парадной форме, следил за чистотой, порядком, интересной организацией перемен для малышей. Чтобы они не носились по школе, организовывали с ними подвижные игры, пели песни. Утром проверяли наличие сменной обуви у всех учащихся школы, перед входом в столовую смотрели, чистые ли руки, и т.д. Все это делалось по решению комсомольской организации, никто не роптал и не бунтовал против таких решений.
Еженедельно проводились школьные вечера. Причем не просто танцульки. План продумывался заранее. Так, мы изучали права, обязанности гражданина СССР, моральный кодекс. Просто читать Конституцию в этом возрасте, конечно, скучно. Так мы это обыгрывали в виде «устных журналов», выступлений агитбригады и другими доступными и интересными формами досуговой работы. А вдохновителем и организатором всех этих дел была наша любимая Агнесса Александровна. Вообще она была преподавателем химии и по совместительству – завучем по внеклассной работе. Благодаря тому, что Агнесса Александровна всегда была с нами, мы и химию учили, не подводили любимого учителя.
Вот сейчас часто размышляю: как же на все хватало времени? Учеба, общественная работа, спорт, занятия в различных кружках, участие в самодеятельности, да еще и дома были обязанности, в каждой семье – свои.
А самодеятельность в нашей школе всегда была лучшая в районе. С нами занимались военнослужащие. Здесь служили ребята со всего Советского Союза. Всегда находились талантливые, со специальным образованием. У нас были хор, солисты, ансамбли, танцевальные коллективы. Агитбригада не уступала по своему мастерству смешить современным «аншлаговцам» и другим юмористам. Только все это было прилично, без пошлости.
Скажете, вот расхвасталась: не дети были, а автоматы какие-то. Все в делах. Нет, не автоматы заорганизованные. Ничто человеческое нам было не чуждо. И баловались, и вредничали порой, и двойки получали, а иногда и в кино с какого-нибудь урока сбегали. Детство есть детство. Потом, конечно, нам за это влетало как дома, так и в школе. Переживали, влюблялись, гуляли с мальчишками, но домой приходили во время, установленное родителями. Попробуй, опоздай! Родителей уважали и боялись, берегли их нервную систему. Им и так досталось, они же пережили войну. Жили небогато, но содержательно и весело.
Вот и рассказала о нашей жизни в нашем Доме, который выпустил нас в жизнь. Не забыть такие моменты: солнечное весеннее утро, множество дорожек, дорог и тропок, ведущих к воротам школьного двора, а по этим тропкам, как чистые ручейки в большую реку Знаний, спешат дети разных возрастов на занятия. Затем по этим же дорожкам спешат домой.
А после выпуска разлетелись мы по всей стране и за ее пределы. Почти про всех моих одноклассников я многое знаю, как у них сложилась жизнь, кем они стали, как дела в семье. Откровенно скажу – ни за кого мне не стыдно. Из всех выросли хорошие люди, потому что у нас был замечательный педколлектив, прививший нам трудовые навыки, высокие нравственные качества и давший хорошие знания, с которыми мы и пошли по жизни.
Я говорю большое спасибо нынешнему педагогическому коллективу за то, что Порошинская школа не уронила планку учебно-воспитательного процесса и также продолжает жить интересно и насыщенно. Но уже другой жизнью, которая сложилась в обществе сегодня.
Антонина ГОБОВА, выпускница Порошинской школы 1964 года.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Рассказ понравился,прочитал в удовольствием,вспомнил свои школьные годы.Ностальжи!Это не то,что нынешним детям,чтоб поработать на субботнике надо нести письменное согласие родителей.Кто из них вырастет,потребители,эгоисты?